Проще по старинке. Россияне массово отказались сдавать банкам биометрию | 360°

27 февраля 2019, 15:12

Проще по старинке. Россияне массово отказались сдавать банкам биометрию

Читать 360 в

Всероссийская кампания по сбору биометрических данных стартовала в 2018-м. Спустя год после ее начала кредитные организации внесли в базу информацию о лишь нескольких тысячах граждан. Клиенты не хотят сдавать свои данные из-за долгой процедуры оформления и ненадежности оборудования, сетуют сотрудники банков. Для чего банку нужен цифровой профиль каждого россиянина, разбирался «360».

Российские банки столкнулись с трудностями при сборе биометрических данных россиян. О проблемах с занесением в базу цифрового профиля клиентов «Известиям» рассказали в «Ростелекоме». Ведомство выступает оператором единой биометрической системы (ЕБС) и отвечает за хранение информации.

Реклама

Сбои и страх перед хакерами

Среди причин провального сбора данных дефекты, которые возникают из-за неверных настроек оборудования, говорят в «Ростелекоме». В частности, банки жалуются на качество получаемых образцов лица и голоса. Например, неправильно отрегулированный микрофон может вызывать его перегрузку. В результате в ЕБС отправляются биометрические данные плохого качества, которые затем не могут быть использованы банками.

Кроме того, неверно настроенное оборудование серьезно увеличивает время сбора информации, что нервирует клиентов и уменьшает число желающих оставить свой цифровой профиль, рассказали «360» источники на рынке.

Так, были случаи, когда сбор информации занимал около часа, хотя при исправном оборудовании процедура длится не более 10 минут. «В результате клиенты сами не рады, что согласились на сдачу, отчего падает общий процент сбора биометрии. Плюс иногда микрофон и камеры плохо записывают голос и делают некачественные снимки. В результате потом эти данные невозможно использовать», — отмечает один из сотрудников банка.

Также клиентов смущает тот факт, что они не понимают, куда уходят их данные, и опасаются, что персональная информация может попасть в руки хакерам. «Сейчас система пока носит непрозрачный характер, а сами клиенты не понимают, зачем это нужно, и предпочитают оформлять кредит или получать какую-либо услугу в отделении банка», — подчеркнул источник «360».

Масштабная кампания по сбору данных россиян началась в январе прошлого года. Тогда Центробанк активно начал призывать банки регистрировать клиентов и отправлять их цифровой профиль в базу. Однако процесс шел с трудом: за первые восемь месяцев 2018 года удалось собрать лишь 1,2 тысячи фотографий, отпечатков и голосов россиян.

Как рассказали «360» в банке " Открытие», с момента запуска промышленного этапа проекта (1,5 месяца) через банк биометрические данные сдали несколько десятков клиентов."На наш взгляд, пока услуга недостаточно популяризована среди клиентов и населения в целом. Когда банки начнут предоставлять услуги дистанционно, когда сформируется стоимость оказания таких услуг, когда появятся дополнительные сервисы, люди почувствуют удобство и выгоду, вот тогда можно ожидать массового интереса со стороны граждан», — пояснил «360» представитель пресс-службы Андрей Бочаров.

Кредит через смартфон

Единая биометрическая система (ЕБС) — это цифровая платформа для идентификации граждан по голосу и изображению лица. Минкомсвязи и другие ведомства занимаются созданием системы с середины 2016 года, а первооткрывателями в этой сфере выступили финансовые организации. Клиенту нужно явиться в банк только один раз, чтобы сформировать свой «цифровой слепок», куда входят образец голоса и полноформатная фотография. Также некоторые банки по своему усмотрению могут запросить отпечатки пальцев. Этого должно быть достаточно, чтобы затем человек мог удаленно оставаться клиентом банка и получать услуги. При этом данными могут пользоваться и другие банки, а не только тот, в отделение которого клиент сдал свою биометрию.

Чтобы получить кредит или завести карту удаленно, россиянину потребуется лишь сделать звонок в банк, поднести лицо к камере телефона и произнести определенную фразу-пароль, которая меняется при каждом обращении клиента. Дальше база самостоятельно сверит подлинность данных, и, если информация совпадет, клиент получит доступ к услугам банка дистанционно. При этом не нужно будет называть паспортных данных или кодовых слов.

В теории такая система дает массу преимуществ клиентам банков, но на деле ошибки персонала могут привести к утечке персональной информации граждан, говорят опрошенные «360» эксперты.

По словам коммерческого директора по биометрическим системам безопасности компания EkeyRus Константина Новикова, если ПО банка настроено некорректно, то процедура сбора будет долгой и не всегда безопасной для потребителя.

«Сама по себе биометрия — крайне полезная услуга для клиента, так как позволяет ему, например, получить кредит не выходя из дома. Другое дело, если ПО банка недостаточно хорошо отрегулировано и система работает со сбоями, то есть вероятность того, что ваши данные могут попасть в руки мошенникам», — не исключает собеседник «360».

Впрочем, чтобы избежать непредвиденных утечек и расширить круг клиентов, некоторые реализуют собственные проекты на основе биометрии. Как рассказала «360» руководитель отдела по развитию дебетовых карт, пакетов услуг и программ лояльности Райффайзенбанка Ксения Андреева, учреждение собирает и использует данные, чтобы предоставлять услуги в тех регионах, где не имеет своих отделений.

«Биометрия позволяет сделать обслуживание клиентов проще, а также предоставлять услуги в тех регионах, где нет наших отделений. При этом россияне в самых удаленных уголках страны смогут пользоваться услугами разных банков, что позитивно скажется на конкуренции на банковском рынке», — отмечает собеседница «360».

Также с 1 июля прошлого года Росбанк начал активно собирать данные граждан, рассказали «360» в пресс-службе организации. «Сейчас клиенты могут сдать свои биометрические данные в 107 офисах Росбанка, расположенных в 70 субъектах РФ, а к концу года услуга будет доступна абсолютно во всех офисах в стране. Проблем со сбором биометрических данных не испытывает, все операции по сбору и передаче данных проходят в штатном режиме», — отметила заместитель директора по операционной деятельности Росбанка Марина Фролова. При этом банк собирается в этом году внедрить использование удаленной биометрической идентификации при выдаче кредита наличными.

Реклама

Реклама