Робот за рулем — стиль 80‐летней бабушки. Когда беспилотники появятся на российских дорогах | 360°

13 марта 2019, 20:00

Робот за рулем — стиль 80‐летней бабушки. Когда беспилотники появятся на российских дорогах

Читать 360 в

Первые беспилотные автомобили могут выехать на российские трассы уже в середине этой весны. В рамках правительственного эксперимента беспилотники проедутся по улицам Москвы и Татарстана. Машины с роботом на борту будут обозначены специальной маркировкой «А», чтобы водители и пассажиры могли отличить их в дорожном потоке. Каким будет автомобиль будущего и безопасен ли он, разбирался «360».

Первые беспилотные автомобили появятся в Москве и Татарстане в апреле–мае 2019 года. Машины с роботами вместо водителей выйдут на дороги в рамках правительственного эксперимента, объяснил в интервью РИА «Новости» заместитель главы Минпромторга Александр Морозов. Чиновник пояснил, что изначально власти планировали начать эксперимент еще зимой текущего года, но инженеры провели анализ дорог и решили отложить выезд беспилотников на весну.

Реклама

В эксперименте планируют принять участие шесть российских компаний: «Яндекс», МАДИ, КБ «Аврора», «КамАЗ», «Иннополис» и Таганрогский университет, отметил в беседе с «360» пресс-секретарь НП «ГЛОНАСС» Ярослав Федосеев. По его оценкам, в заезде будут участвовать около 100 автомобилей Toyota Prius корпорации «Яндекс», три машины «КамАЗа». «МАДИ собирается вывести один прототип на базе Ford Focus, а „Аврора“ — беспилотный автобус», — пояснил собеседник «360».

Как рассказали «360» в «Яндексе», компания подала заявку на участие в тестировании, чтобы «расширить зоны и условия испытаний беспилотной технологии». «„Яндекс“ будет принимать участие в тестировании. При этом мы ожидаем, что беспилотные автомобили начнут массово появляться на улицах городов в течение трех-четырех лет», — прогнозируют представители компании.

Первый свой беспилотник «Яндекс» презентовал еще в 2017 году. Компания провела на полигоне успешные испытания двух моделей: Toyota Prius и Kia Soul. Осенью прошлого года «Яндекс» протестировала автомобиль в реальных условиях в тестовой зоне в Сколкове. Компания планирует интегрировать беспилотные авто в свой сервис вызова такси.

Безопасный проезд

Тестирование беспилотников является частью стратегии развития автомобильной промышленности в России на период до 2025 года. Она предполагает внедрение машин без водителя в структуру общественного транспорта уже в ближайшее время.

На данном этапе тестов в Москве беспилотники будут по всему городу, в том числе на Третьем транспортном кольце и МКАД, отметил в разговоре с «360» Ярослав Федосеев. По его словам, в ходе учений автомобили отработают маневры на крупных магистралях в реальном дорожном потоке. «Кроме того, будут отработаны маневры во дворах, где припарковано много автомобилей, которые иногда затрудняют движение транспорта», — подчеркнул Федосеев.

Эксперимент будет продолжаться до 2022 года, и только потом можно будет делать выводы относительно массового появления беспилотников на российских дорогах, добавил спикер.

При этом, чтобы снизить вероятность возникновения ДТП, разработали ряд правил, по которым будет проводиться тестирование. Робот должен неукоснительно соблюдать ПДД, а находящийся в машине инженер будет следить за динамикой движения. Также для удобства пешеходов и водителей беспилотные автомобили будут маркированы специальным знаком «А» («Автономное вождение»).

«Инженер при возникновении нештатной ситуации берет управлении на себя, тем самым нивелируя риск аварии. В это же время проходит полная фиксация движения беспилотника как на дороге, так и внутри автомобиля. Внести изменения в эту запись или выключить ее невозможно. Все данные будут храниться в МВД и у разработчика, что позволит проанализировать „поведение“ робота уже после теста», — объяснил Ярослав Федосеев.

Дороги без водителей

В 2020 году во всем мире будут курсировать около 10 миллионов беспилотных автомобилей, а к 2035-му количество таких машин перешагнет отметку в 21 миллион единиц, прогнозируют аналитики BI Intelligence.

Новаторами в этой области выступили США, которые совершили первый коммерческий рейс в конце 2016 года. Тогда беспилотный грузовик Volvo компании Otto перевез 45 тысяч банок пива, преодолев около 160 километров по штату Колорадо.

Американцы даже запустили проект пассажирской беспилотной машины, однако эксперимент закончился смертельным инцидентом. В марте 2017 года беспилотное такси из автопарка Uber сбило насмерть 49-летнюю женщину. В ходе расследования выяснилось, что причиной послужила ошибка в навигации. Сенсоры автомобиля зафиксировали и идентифицировали женщину, но программа решила не реагировать на это «препятствие». В итоге беспилотное такси сбило человека на полной скорости.

Не отстают от США британские инженеры. В августе прошлого года вблизи Лондона состоялись успешные испытания беспилотных грузовиков. По оценкам британских властей, машины без водителей могут появиться на дорогах страны в период до 2020 года. При этом они будут двигаться в колонне по трое, а головным автомобилем все же будет управлять человек.

В будущем роботизированные авто могут применяться в сервисах такси, выполнять снегоуборочные или сельскохозяйственные задачи, считают эксперты. «Например, робот в такси вместо водителя может сократить стоимость поездки на 20-30%, а снегоуборочная техника — работать в сложных условиях. Впрочем, совсем заменить реального водителя искусственный интеллект пока не в состоянии. Его развитие можно сравнить со стилем вождения 80-летней бабушки: не совсем понимает, куда едет, и всего боится. Поэтому о массовом приходе беспилотных авто говорить еще рано», — заключил Федосеев.

Реклама

Реклама