20 октября 2017, 15:06

«Будут похожи на ловцов покемонов»: зачем на российских трассах появятся «народные инспекторы»

Читать 360tv в

-

В пятницу, 20 октября, Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект о внедрении «народных инспекторов» для повышения безопасности дорожного движения, следует из постановления, размещенного на официальном сайте кабмина.

Законопроектом предлагается установить, что постановления о назначении административных наказаний за отдельные нарушения правил дорожного движения могут быть вынесены без составления протокола об административном правонарушении в случае их фиксации гражданами — Правительство РФ

В случае принятия закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях граждане смогут принимать активное участие в выявлении нарушителей ПДД. Законопроект разработали сотрудники МВД России по поручению президента России об усилении мер безопасности на дорогах. Проект закона был одобрен на заседании правительства РФ 5 октября 2017 года.

В соответствии с законодательной инициативой, любой гражданин, зарегистрированный на портале госуслуг, сможет сам фиксировать нарушения на дорогах при помощи камеры смартфона, а затем отправить видео властям, которые выпишут штраф недобросовестному водителю.

Впрочем, пока активные граждане имеют право наказывать некомпетентных водителей только в Москве. С августа 2015 года в российской столице работает приложение «Помощник Москвы», которое позволяет бдительным гражданам фиксировать нарушения ПДД и отправлять соответствующую информацию в компетентные органы. Приложение пользуется популярностью у москвичей — с момента его появления на Google play «Помощника Москвы» скачали около 100 тысяч пользователей.

Аварии и доносчики

В России чаще всего нарушения фиксируют дорожные камеры и сотрудники автодорожной инспекции. По данным ГИБДД, в 2016 году на дорогах зафиксировали около 61 миллионов нарушений, что на 11 миллионов больше, чем в 2015-м. Примечательно, что свыше 70% подобных правонарушений «выявили» камеры. За прошлый год автолюбители заплатили свыше 31 миллиарда рублей государству в виде штрафов.

Действия «народной инспекции» приведут к резкому снижению правонарушений и, соответственно, к числу ДТП, отметил в беседе с редакцией «360» руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.

Около 25% всех штрафов, полученных в этом году водителями, это штрафы активных граждан, которые снимали нарушения. А новой законопроект произведет революцию в обеспечении безопасности, поскольку водители будут более сдержанно вести себя на дорогах, зная, что в любую минуту их могут снять на смартфон и отправить видео в соответствующие органы — Константин Крохмаль.

Автоэксперт предлагает пойти дальше и ввести в России систему «гражданского ареста». Это даст активисту право самостоятельно задержать правонарушителя и передать его в руки полиции. «В этом случае водители трижды подумают, прежде чем злостно нарушать правила и совершать действия, которые приводят к гибели других участников движения», — объясняет Крохмаль.

Впрочем, «народные инспекторы» вряд ли сократят уровень правонарушений, а только вызовут недовольство водителей, и спровоцируют волну сфабрикованных обвинений, рассказал «360» автоюрист, участник общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.

Считаю идею сомнительной, потому что пока непонятно, кто будет гарантировать достоверность записи, а также как будут проверять видео на предмет монтажа. Кроме того, активисты будут похожи на современных «ловцов» покемонов, это вызовет раздражения у водителей, что может привести к дополнительным конфликтам на дороге — Сергей Радько.

Активист добавил, что не все правонарушения могут быть зафиксированы добровольцами, поскольку есть ряд нарушений, таких как вождение в нетрезвом виде, которые может определить только сотрудник ГИБДД.

Согласно официальной статистике ГИБДД, за пять прошедших месяцев 2017 года на российских дорогах произошло почти 56 тысяч серьезных ДТП, в которых погибли около шести тысяч человек и еще 71,5 тысяч получили различные травмы. Больше всего аварий со смертельным исходом было зафиксировано в Амурской, Орловской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и Сахалинской области.

Кроме того, в результате ДТП Россия ежегодно теряет 2% ВВП. По подсчетам ГИБДД, если ситуация не измениться, то к 2022 году в результате транспортных происшествий будут погибать около 32–33 тысяч человек ежегодно.

Реклама

Реклама