Ремонт тянет на землю. Почему в Европе отказываются от российских Sukhoi Superjet 100 | 360°

18 февраля 2019, 14:38

Ремонт тянет на землю. Почему в Европе отказываются от российских Sukhoi Superjet 100

Читать 360 в

Европейские авиалинии аннулируют контракты на аренду самолетов Sukhoi Superjet 100. Единственный из эксплуатантов бортов в ЕС — ирландская авиакомпания CityJet — аннулирует лизинговый контракт, ссылаясь на частые поломки лайнеров. Российские самолеты быстро найдут новых хозяев на восточноевропейском рынке, уверены участники отрасли. Чем отечественный самолет не устроил ирландцев, разбирался «360».

Ирландский перевозчик CityJet убрал из списка своих бортов самолеты Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Сейчас на официальном сайте компании значатся только иностранные самолеты: 25 Bombardier CRJ900, 13 Avro RJ85 и один Bombardier CRJ700, рассчитанный на 76 пассажиров. В период с 2016-го по 2017 год авиалинии взяли в лизинг семь SSJ100, отмечают «Ведомости». Все они летали по маршрутной сети Brussels Airlines, для которой ирландцы выполняли полеты на контрактной основе. Теперь же, по данным издания, CityJet возвращает их «ВЭБ-лизингу», который занимался арендой российских бортов.

Реклама

Некоторые из невостребованных бортов могут отойти авиакомпании «Азимут» — для ее нового проекта корпоративных перевозок, отмечают опрошенные «360» эксперты. Компания на полях инвестиционного форума в Сочи подписала соглашение на осуществление коммерческих перелетов на базе авиалайнеров SSJ100.

Также часть бортов может отойти словенской компании Adria Airways. «С этой авиакомпанией ГСС в прошлом году подписали соглашение о намерениях. Согласно ему, словенским авиалиниям должно быть поставлено 15 самолетов SSJ100. Возможно, некоторые из возвращенных лайнеров уйдут к ним. При этом ирландская CityJet сейчас переживает не лучшие времена и пытается оставить у себя те борты, лизинг которых обходится дешевле», — отметил в разговоре с «360» глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

В любом случае борты, скорее всего, перейдут к другим европейским компаниям, уверены в правительстве. «Самолеты, которые будут выводиться из состава CityJet, останутся в Европе. Уже есть предварительная договоренность с авиакомпанией Словении», — заявил ТАСС  глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

В свою очередь, производитель самолетов компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) пока не подтверждает информацию об отказе ирландского перевозчика от бортов. «В настоящее время авиакомпания CityJet пересматривает свою бизнес-модель, в этой связи ГСС и CityJet активно взаимодействуют для решения данного вопроса в части SSJ100», — рассказали «360» в организации.

Между тем президент концерна Андрей Рубцов еще в декабре прошлого года допускал, что ирландская компания может прекратить эксплуатацию самолетов SSJ100. По словам Рубцова, перевозчик изменил свою бизнес-модель, что привело к необходимости редактировать контракт. «Поэтому не исключаем, что в судьбе этого контракта могут быть разные повороты», — пояснил Рубцов, добавив, что спрос на самолеты есть и в других странах, в том числе и Латинской Америки. Так, в 2013 году 28 самолетов SSJ100 купили мексиканские авиалинии InterJet.

Также интерес к самолетам проявлял Иран. В прошлом году руководство исламской республики планировало заключить с ГСС контракт на поставку 40 лайнеров. Однако власти США отказались санкционировать продажу российских самолетов Sukhoi Superjet 100 в Иран, поскольку при их производстве используются американские комплектующие. Белый дом в ноябре прошлого года ввел санкции в отношении исламской республики — и под ограничения попали также поставки авиатехники в страну.

Текущие трудности не станут для России большим препятствием, уверены в правительстве. «Мы приняли твердое решение пока отказаться от продажи самолетов в Иран в нынешних условиях, с учетом наличия 22% прямого американского оборудования. Как только мы уйдем ниже 10%, то мы к этому вопросу вернемся», — сказал Рубцов на пресс-конференции авиасалона BIAS-2018 в Бахрейне. По предварительным оценкам, Тегерану в ближайшие десять лет потребуется 400 самолетов. Россия намерена решить проблему с заменой комплектующих за три года.

Система тонкой настройки

Sukhoi Superjet 100 — первый гражданский самолет, разработанный в России. Дальность полета базовой версии лайнера составляет 4,4 тысячи километров, а вместимость — 98 пассажиров. Производство началось в 2011 году. Сейчас крупнейшим эксплуатантом SSJ100 в России считается «Аэрофлот». В парке авиакомпании насчитывается порядка 50 бортов.

При этом правительство активно поддерживает производителей подобных воздушных судов. Так, в прошлом году из бюджета было выделено шесть миллиардов рублей на разработку укороченного варианта SSJ100, рассчитанного на 75 мест. Всего же с момента начала работ над новой версией на лайнер из бюджета потратили 85 миллиардов рублей.

При этом и полноразмерный SSJ100 в этом году ждет модернизация крыла. Оно будет иметь специальную законцовку. Подобная конфигурация существенно снижает расход топлива, отмечают инженеры. Также изготовитель самолетов обещает повысить надежность лайнеров и нарастить ремонтную базу. Дело в том, что сейчас SSJ100 из-за отсутствия развитого сервиса много времени простаивают, принося эксплуатантам убытки. Например, по этой причине Brussels Airlines отказались от использования российских самолетов. Летом перевозчик столкнулся с рядом поломок. Однако из-за того, что многие руководства по эксплуатации не были переведены с русского языка, компания была вынуждена связываться со специалистами из российской техподдержки. В результате задерживались рейсы, а некоторые из них пришлось отменить.

В случае неисправности владельцам борта действительно нужны экстренный ремонт и большой выбор запчастей в шаговой доступности, отмечает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. «Однако содержать такую базу в Европе, где у нас эксплуатируется всего семь бортов, нецелесообразно. А для перевозчика серьезная статья расходов — это затраты на обслуживание, а в случае с SSJ100 это был долгий и дорогостоящий процесс. Поэтому европейские перевозчики и отказываются от них», — подчеркнул собеседник «360».

Между тем ГСС пытаются решить сложившиеся проблемы путем расширения ремонтной базы. «Мы закупили запасных частей на 3,5 миллиарда рублей, полностью реконструировали свой склад запасных частей, провели комплексную механизацию и автоматизацию всех рабочих процессов, выстроили круглосуточную систему поддержки наших заказчиков, запустили в работу десятки сервисных бюллетеней», — рассказали в ГСС о предпринимаемых шагах для решения проблемы.

Реклама

Реклама