Матерей будут стимулировать кормить грудью через запрет рекламы | 360°

24 апреля 2019, 16:18

Сенаторы — за грудное вскармливание. Рекламу детских смесей могут запретить в России

Читать 360 в

В России могут запретить рекламу детских молочных смесей. По мнению членов Совета Федерации, она провоцирует молодых мам бросать грудное вскармливание. Продукцию уберут из подарочных наборов роженицам. На нее не будут распространяться скидки, бонусы и распродажи в супермаркетах.

Члены Совета Федерации разработали и направили на рассмотрение Госдумы законопроект о запрете рекламы детских смесей для детей от 0 до 12 месяцев. Если его примут, то нововведение распространится не только на рекламу в СМИ, но и на маркетинговые акции: скидки или бонусы при покупке, распродажа, подарки при приобретении других товаров, раздача образцов потребителям и так далее. 

Реклама

«По данным ФГБУН „ФИЦ питания и биотехнологии“, раннее прикладывание к груди среди практически здоровых детей имеет место лишь в 51,6% случаев. Особую озабоченность вызывает тот факт, что 49,3% практически здоровых детей в родильном доме получали докорм смесями, а 3,7% детей с рождения находились на искусственном вскармливании», — отмечается в пояснительной записке.

По мнению сенаторов, немаловажный фактор отказа женщин от грудного вскармливания — реклама детских смесей и маркетинговые мероприятия по их продвижению. Авторы напомнили, что ВОЗ запрещает такую рекламу для смесей возрастной категории ноль-шесть месяцев. Но во многих странах, пишут они, запрет распространяется на смеси для детей 6-12 месяцев.

«Данная законодательная инициатива позволит оградить потребителей от недобросовестных маркетинговых практик и сократит вероятность принятия необоснованных решений об отказе от грудного вскармливания и раннего введения продуктов прикорма», — уточняется в записке.

Стратегическая цель

Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский пояснил «360», что стратегическая цель закона — постараться убедить будущих и молодых мам, что полноценного заменителя материнского молока не существует. Грудное молоко неповторимо, оно содержит десятки тысяч уникальных элементов, и не нужно, по его мнению, создавать иллюзии и вводить заблуждение.

«Мы не запрещаем рекламу в специализированных изданиях и на мероприятиях — на форумах, где работают специалисты, есть возможность оспорить чье-то мнение», — сказал он.

В законопроекте содержится пункт, согласно которому докармливание детей до года смесями обязательно должно проходить под наблюдением врачей. Именно специалист, считает Рязанский, должен подбирать и рекомендовать смесь маме, а не маркетолог или рекламщик.

«Еще один момент: эта продукция должна исчезнуть из детских наборов, которые дарят в роддомах. Только детский врач способен на основании анализов дать маме и ребенку правильную рекомендацию по докармливанию», — добавил сенатор.

Кроме того, подчеркнул Рязанский, нельзя забывать, что грудное вскармливание — это не только питание ребенка. Но и его контакт с матерью, основа его здоровья и иммунитета, важный эмоционально-психологический момент, благодаря которому ребенок ощущает себя защищенным.

Решение за родителями

При этом, сказал сенатор, никаких обязательных консультаций, без которых смесь не продадут, не будет. При желании любой родитель сможет приобрести докорм, полагаясь на свои знания.

«Смеси останутся в свободной продаже — все равно последнее слово будет за родителями малыша. Вопрос в том, что не будет рекламы, которая будет навязывать продукцию. И не будет выкладки, которая будет преследовать. А на общем стенде смеси будут», — сказал он.

Отвечая на вопрос, где кормить грудью, когда детскими комнатами оборудованы далеко не все рестораны, кафе, детские театры и кинотеатры, скверы и парки, сенатор обещал передать информацию коллегам из комитета.

«Это еще один аспект, над которым нужно подумать, как его отразить в рамках работы над законопроектом во втором чтении. Обязательно передам ваш вопрос коллегам-врачам из нашего комитета. Согласен, что это нужно иметь в виду», — заключил он.

Вредная пропаганда

Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец сообщила «360», что реклама молочных смесей пропагандирует идею, что искусственное вскармливание вполне заменяет естественное и даже в чем-то его превосходит.

«Мы считаем, что это нарушение права матери на информацию и подмена понятий. Если женщина не может кормить грудью, то пойдет и купит смесь. Но, как правило, это очень взвешенное решение и оно принимается вынужденно», — добавила Волынец.

По ее мнению, идеальным вариантом было бы, если бы смесь прописывал педиатр и только по очень веским показаниям, если у матери нет возможности продолжать кормить грудью. Например, если женщина вынуждена принимать антибиотики и другие несовместимые с естественным вскармливанием лекарства. Если она должна выйти на работу, чтобы прокормить семью или не потерять место. Или у малыша есть несовместимое с грудным вскармливанием заболевание.

«Но рекламы искусственного вскармливания быть не должно. Оно подталкивает молодых неопытных мам к переводу ребенка на искусственное вскармливание. А также пап и других родственников. Сейчас даже есть семьи, где грудное вскармливание считается неким атавизмом», — добавила она.

При наличии заболеваний, считает Волынец, государство обязано бесплатно предоставлять смесь для ребенка так же, как молочные кухни предоставляют творог и другой прикорм детям более старшего возраста. Потому что хорошие, качественные смеси стоят недешево — и многие семьи покупают более дешевый товар, который не всегда подходит ребенку так же, как то, что по показаниям здоровья рекомендует педиатр.

Навязывание наоборот

Феминистка, мама и бабушка Ольга Липовская напомнила, что не все женщины могут кормить грудью. Те же, кто может, в большинстве своем и так вскармливают детей грудным молоком. Потому что прекрасно понимают, что это полезнее, проще и дешевле.

«Абсолютно бессмысленное и тупое ограничение там, где нет никакой необходимости. Потому что с одной стороны, большинство женщин кормит грудью. А с другой, они пытаются ограничить то, что человечество специально разработало, чтобы максимально помочь тем, кто кормить не может», — сказала феминистка.

Липовская отметила, что право решать, как вскармливать ребенка, принадлежит матери. И никто не должен вмешиваться в ее решение, по каким бы своим причинам женщина ни перевела бы ребенка на смесь. Даже если она не хочет кормить просто потому, что боится «испортить грудь», это ее право. Вмешательство в процесс демонстрирует пренебрежение женскими правами и свободами.

«Запрещать ей это — полнейшее безумие. Вернее, не запрещать, а стараться воспрепятствовать. Это посягательство на женщину как на личность. Это навязывание ей функции дойной коровы, потому что „так полезно ребенку“, не обращая внимание на ее желания и возможности», — заключила Липовская.

Реклама

Реклама