• 04 июня 2018, 16:44

    Россия поднялась в рейтинге дорог мира, но осталась среди 30 худших. Это объяснили глиной и ГОСТами

    Всемирный экономический форум опубликовал рейтинг качества дорог в мире. России в двадцатке самых плохих нет, но и от лидеров она далека. «360» поговорил с координатором общества «Синие ведерки» Петром Шкуматовым о том, что мешает нашей стране войти в топ самых приятных территорий для передвижения на машине.
    Россия поднялась в рейтинге дорог мира, но осталась среди 30 худших. Это объяснили глиной и ГОСТами

    Согласно Индексу глобальной конкурентоспособности, Россия по качеству дорог находится на 114-м месте. Наши ближайшие соседи по рейтингу Бенин и Казахстан. Хорошая новость: эксперты организации отметили тенденцию к улучшению состояния российских дорог. В прошлом году в том же рейтинге Россия занимала 123-е место.

    Список замыкают Мавритания, Демократическая Республика Конго и Гаити. Приятнее всего водить машину в Объединенных Арабских Эмиратах, Сингапуре и Швейцарии. Родина автобана — Германия — заняла 15-е место.

    Россия поднялась в рейтинге дорог мира, но осталась среди 30 худших. Это объяснили глиной и ГОСТами | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»/Наталья Селиверстова

    Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что в последнее время дороги в России действительно стали лучше, хотя они по-прежнему далеки от совершенства. В действительно отличном состояние находятся только отдельные участки платных дорог.

    К сожалению, у нас в стране только две тысячи километров дорог, которые могут подходить под понятие современных магистралей — это автодоры

    Петр ШкуматовКоординатор общества «Синие ведерки».

    На данный момент, по мнению Шкуматова, мы находимся в переходном периоде: у нас практически никогда не было хороших дорог. Сейчас только-только начали класть хороший асфальт, через некоторое время научимся строить хорошие дороги, а потом начнем строить дороги максимально эффективно. Но эксперт затрудняется назвать время, когда это станет возможным. Особенно если принять во внимание дорожную ситуацию в Кировской области.

    Петр Шкуматов также объяснил, почему ОАЭ заняли первое место в рейтинге качества дорог. «Там есть два фактора. Первый — это пустыня. У них твердое основание, то есть они могут прямо пустыню асфальтировать, и дорога никуда не провалится. А Россия стоит на глине, и у нас дороги сложнее строить, потому что иногда и 10 метров придется копать до твердого основания, чтобы дорога не проваливалась. Сложно сравнивать Арабские Эмираты и нас, потому что у них строительство дороги — это не строительство как таковое», — сказал он.

    Россия поднялась в рейтинге дорог мира, но осталась среди 30 худших. Это объяснили глиной и ГОСТами | Изображение 2
    Дубай. РИА «Новости»/Владимир Вяткин

    «В России строить дороги сложнее, но это не значит, что мы не можем их строить», — подчеркнул эксперт. В качестве примера он привел недавно открытый участок магистрали М1 «Беларусь». На его строительство ушло всего два года. Высокой оценки был удостоен и Крымский мост, который построили всего за два года. «Там колоссальный автобан, невероятный по качеству», — добавил Шкуматов.

    По мнению собеседника «360», одна из причин проблем с дорогами заключается в устаревших ГОСТах. «То есть даже если вы захотите построить хорошую современную дорогу, то у вас не получится это сделать, потому что вам придется их соблюдать», — сказал Петр Шкуматов. Сразу после не соответствующих нынешней действительности стандартов идет плохое качество строительных материалов. Опыт стран с похожими на наши природными условиями — Швейцарии и Голландии — показывает, что у нас могут быть хорошие дороги.

    За последние 10 лет все стало гораздо лучше. То есть если раньше дороги были на единичку, то сейчас на троечку

    Петр ШкуматовКоординатор общества «Синие ведерки»

    Сейчас в России есть современные дороги, пример которых показывает, что есть возможность строить быстро и качественно. В пример можно привести дороги, построенные «Автодором».

    Но одних современных технологий мало: при строительстве дорог часто возникает другая проблема — высокие цены на землю под строительство. Дело в том, что некоторые люди успевают подсуетиться и выкупают участки, по которым будет проходить дорога. Потом наступает момент строительства, и дорожники вынуждены покупать эти участки по цене, которая в несколько десятков раз завышена. «Эта проблема реально тормозит всю дорожную тематику у нас в стране», — уверен собеседник «360».

    В качестве примера Шкуматов привел судьбу дороги в обход Лосево и Павловска на трассе М4 «Дон». «В 2011 году они хотели ее построить, в 2013 году начали проектировать, а начали реально строить только в 2017-м из-за проблем с земельными участками. Оказалось, что земля, по которой должна пройти дорога, еще недавно была государственной, а оказалась в частной. Условно говоря, дорогу строят два года, а подготовка к ее строительству занимает шесть лет», — заключил Шкуматов.