21 сентября 2018, 13:16

Равные, но разные. Почему гендерное неравенство — пережиток, а гендерное различие — ценность

Читать 360tv в

Призыв Владимира Путина покончить с гендерным неравенством в области образования и условий работы на женском форуме в Санкт-Петербурге прозвучал чрезвычайно актуально. Ведь в современном мире движение за равноправие женщин, за соблюдение их прав оказалось задвинуто на периферию и, по сути, геополитически осиротело.

Страны Запада почти без остатка накрыла мутная волна «феминизма», который представляет собой, по сути, полную противоположность реальному равноправию женщин. В основе феминистской идеологии лежит своего рода модернизированный марксизм — борьба классов заменяется войной полов, женщины ставятся в положение эксплуатируемых, вечных жертв, а конечной целью их борьбы является не равноправие и социальный мир, а, напротив, — торжество над «угнетателями». Отсюда истеричные кампании по борьбе с «домогательствами», ведущиеся в стилистике озлобленной травли. Отсюда политика так называемого разнообразия, ведущая к тому, что белый гетеросексуальный мужчина превратился в настоящего парию. Отсюда прямо-таки издевательства, которым подвергали курсантов одной из американских военных академий, заставляя вышагивать в чулках и туфлях на шпильках, чтобы они ощутили, «каково это женщинам».

Реклама

Навстречу этой волне поднимается другая: со ссылками на «культурные и религиозные особенности» в мире легализуются самые чудовищные обычаи и практики унижения женщин — от запрета на образование, принуждения к ношению скрывающей лицо одежды и ограничение социальных контактов и до насильственных браков и женских обрезаний. Указывая на безумие феминизма, носители варварства выставляют свою дичь как «здоровую альтернативу». И третьего, мол, не дано. Даже консервативные деятели Запада порой попадают в ту же ловушку: прекословя феминисткам, начинают доказывать «естественные биологические различия», которые, якобы, делают женщину непригодной к карьере, требующей высокой концентрации и жесткой конкуренции. Разумеется, сделав подобные обобщения они нарываются со стороны леваков на обвинение в сексизме.

К сожалению, подзабытой оказалась третья позиция: поддержка женского равноправия не против семьи, традиции и целостности общества, а именно в интересах их поддержания, установка не на «войну полов», превращающую то женщин, то мужчин в жертву угнетения и дискриминации, а на общенациональный гражданский мир. Если Россия не возьмет на себя защиту этой единственной разумной позиции, то мир окажется без остатка поделен между гейфеминистским халифатом и халифатом «игиловским»* (террористическая организация, запрещенная в РФ), в одном будут унижать мужчин, в другом — женщин, и в обоих унижение окажется тем наркотиком, которым будут дурманить себя доминирующие группы.

Неравенство мужчин и женщин в мире действительно присутствует, как существуют и фундаментальные различия между двумя полами на биологическом и психологическом уровнях. Однако первое вовсе не является естественным следствием второго. Различие мужчины и женщины существует для того, чтобы они были вместе, им было вместе интересно и надежно, они могли производить и воспитывать детей, и если Бог и заложил в конструкцию двух полов некоторый элемент патриархата, то именно для гармонизации устройства семьи: мужчина — боец и защитник, женщина — хранительница и воспитательница.

А вот в неравенстве мужчин и женщин в обществе и государстве ничего естественного нет и в помине. Патриархальные общества, которые дискриминировали и унижали женщин, отказывали им в гражданских и политических правах, мало того — в праве на свой образ жизни, были всецело продуктом определенных исторических условий, когда и государство, и экономика, и культура базировались на грубом физическом труде, к которому женщины в силу объективных причин и в самом деле были менее способны. Пока война, охота и плужное земледелие были основой большинства человеческих обществ, люди жили в мире, где социальные процессы протекали преимущественно между мужчинами.

Женщины участвовали в этом мужском обществе прежде всего в роли их жен. Хотя в этом качестве их роль была чрезвычайно значительной — история знает сотни женщин-правительниц, стоявших во главе могущественных, властных семей, заменявших умерших мужей, воспитывавших сыновей, ведших войны и проводивших реформы. Русская история от святой княгини Ольги до Екатерины Великой может служить тому наглядным примером. А вот примеров самостоятельной, внесемейной роли женщин и в самом деле было не так много. Древние греки вовсю высмеивали мысль о том, что женщины могут участвовать в народном собрании и принимать политические решения, как то было показано в комедии Аристофана «Женщины в народном собрании».

Действительную «эмансипацию» женщины создала только христианская традиция — в житиях и святцах появилась фигура девы-мученицы, которая идет на смерть ради Христа, иной раз вопреки семье и мужу, не отрекаясь от Бога даже ради детей. Появился образ женщины — духовно-военного лидера, Жанны д’Арк, тоже не принадлежавшей ни к какой властной семье, призванной Богом и сражавшейся духом, а не мечом (она одерживала свои победы, сама не нанеся врагам ни одного удара, зато поддерживала дух французов своим присутствием, пророчествами и знаменем). Появились примеры самостоятельного духовного подвига женщин, как знаменитая русская благотворительница эпохи Смутного времени праведная Юлиания Лазаревская (Ульяна Осорьина).

Христианская идея чистоты разрушила главный аргумент на пути равноправия женщин — миф о непременном «распутстве», а значит, и разрушении семьи, вырождении рода и нации, которые с этим могут быть связаны. И эта христианская линия в защите женского равноправия была долгое время достаточно сильна: еще в начале ХХ века многие западные суфражистки, боровшиеся за право голоса для женщин, подчеркивали, что это право нужно именно для того, чтобы проводить нравственные законы в интересах семьи и благочестия, о которых мужчины слишком часто забывали. И в самом деле, введение избирательного права для женщины в тех странах, где выборы и в самом деле что-то значили, дало в первой половине ХХ века значительный перевес консервативным партиям. Женщины пользовались своим правом голоса, чтобы укреплять мораль, а не разрушать ее.

Лишь во второй половине прошлого столетия, когда была развернута массовая пропаганда феминизма современного образца, женщины стали «леветь» по сравнению с мужчинами. Девочкам со школьной скамьи и особенно в университете начали внушать, что семья — это рабство, мужчины — эксплуататоры и насильники, что их собственная, женщин, задача в том, чтобы освободиться от семьи и нравственных ограничений и восторжествовать над мужчинами. Появился тот дикий женский шовинизм, который ничем не симпатичней мужского.

Но вот что характерно: реального равенства и благополучия это женщинам не принесло. Женщинам не стали платить больше (да феминистки не особенно и беспокоились о таких вопросах). Мужские коллективы не стали относиться к женщинам с чувством настоящего равенства и уважения, зато их стали воспринимать как врага, которого впихнут по обязательной «феминистской» квоте. Причем врага вдвойне опасного, так как любое проявление внимания в ее адрес может закончиться обвинениями в «харрасменте». Зато такая «война полов» стала очень выгодна для политиков — отчужденные от мужчин женщины стали политически леветь и поддерживать либеральные партии (например, демократов в США), которые перемешали в одну кучу права женщин, этнических и расовых меньшинств, гомосексуалистов и трансгендеров.

«Консервативный феминизм», то есть установка на реальное равенство прав, участия и ответственности в консервативном и ориентированном на традиционные, религиозные и национальные ценности обществе, оказался вытеснен на обочину. Женское равноправие оказалось увязано с либерализмом и разрушением традиций. А консерватизм и сбережение традиций, напротив, начали абсурдно ассоциироваться с брутальным мужским шовинизмом вплоть до глупейших разговоров о «бабах дурах» и... до системного отрицания в некоторых культурах и странах права женщин на образование. Некоторые даже выучили слово «гендерный», чтобы применять его против женщин.

«У нас гендерная проблема», — услышала на днях моя знакомая, работающая в серьезной правоохранительной структуре, когда подала заявление на зачисление в отдел, занятый не перекладыванием бумажек, а серьезной работой по профилю. В чем суть проблемы, никто так и не удосужился объяснить, поскольку суть работы в отделе состояла не в выжимании гирь и лазанье по канатам, а в анализе и проявлении навыков системного мышления, которыми претендентка (и это признавали сами вышестоящие «мужские шовинисты») обладала в избытке.

При разборе полетов оказалось, что неприятие женщин в отделе имело вполне рациональные корни. До нынешней претендентки там по чьей-то протекции работала дама, оставившая по себе самую дурную память истериками, ленью и неаккуратностью в работе. Объяснение понятное, но, по совести сказать, странное. Сплошь и рядом в мужских коллективах оказывается персонаж со всеми первичными половыми признаками, которого иначе как материными словами на разные буквы — от «г» до «м» — не назовешь, а некоторым, так и вовсе приписывается альтернативная ориентация в социальном, а не сексуальном смысле слова. Однако подобные примеры вряд ли могут стать основанием для того, чтобы не принимать в трудовой коллектив мужчин.

На самом деле, стоит осознать простую вещь. Фундаментом общественных отношений является разделение труда. И структура этого разделения со времен промышленной революции серьезно изменилась, компьютеризация и роботизация ее изменят еще больше. Физическое превосходство мужчин имеет теперь значение лишь в небольшом количестве профессий. Различия в мужской и женской психологии даже в рамках одной профессии срабатывают по разному: где-то нужна женская «аккуратность», где-то — мужской «напор». Соответственно, никаких оснований для трудовой и карьерной дискриминации женщин попросту не существует и ее продолжение ведет лишь к усилению той самой «войны полов», которую навязывает радикал-феминизм.

Однако не менее важно и противоположное: сохранение при этом равноправии женщины в качестве женщины. Борьба с женственностью и мужественностью, навязываемый всюду «трансгендер», систематическое разрушение семьи обессмысливают само женское равноправие. Если освобожденная от дискриминации женщина перестает быть женщиной, то освобождения от дискриминации не произошло. Если ценой равноправия мужчины и женщины становится гибель семьи, то есть той формы жизни, ради которой существуют и мужское и женское, значит, равноправие не достигнуто.

Сторонники всевозможных «толерантностей» чрезвычайно любят формулу «разные, но равные», пора бы консерваторам противопоставить этому формулу «равные, но разные».

Реклама

Реклама