facebook_pixel
  • 25 июня 2020, 17:49

    Расизм в черном квадрате. Почему Audi отказалась от сотрудничества с Собчак

    Немецкий бренд автомобилей Audi разорвал контракт с Ксенией Собчак, которая восемь лет была лицом компании в России. Причиной стали публикации ведущей в Instagram, которые в автоконцерне сочли расистскими. Теперь Собчак собирается судиться с немецким изданием Business Insider за клевету из-за заголовка, в котором ее назвали расисткой. Что нужно знать об этой истории, рассказывает «360».

    Расизм в черном квадрате. Почему Audi отказалась от сотрудничества с Собчак

    На волне поддержки движения Black Lives Matter («Жизни черных важны») многие международные компании пересматривают свою политику, чтобы избавиться от любого намека на расизм и дискриминацию. Немецкий производитель автомобилей Audi тоже присоединился к протесту против расизма — и разорвал контракт с телеведущей Ксенией Собчак, которая была лицом бренда в России на протяжении последних восьми лет.

    В компании заявили, что они «против любых проявлений расизма и дискриминации» и что некоторые публикации Собчак в Instagram прямо противоречат такой политике компании.

    Спорные публикации

    Собчак 7 июня опубликовала видео, где на фоне черного квадрата звучала песня «Убили негра» группы «Запрещенные барабанщики». Этот пост ведущая сопроводила подписью «Миннеаполис, я с тобой. Смотреть со звуком». Позже Собчак удалила пост и объяснила, что выложила видео в рамках YouTube-шоу Comment Out. Она добавила, что шутка показалась ей остроумной. Тем не менее многие юмор не оценили.

    Ранее, 5 июня, телеведущая опубликовала видеозапись того, как в Лос-Анджелесе во время протестов грабят модный магазин. Она написала, что происходящее в США кажется ей неправильным и что поддерживать такие агрессивные и насильственные протесты она не готова.

    «То, что происходит сейчас в Америке, — это лишнее доказательство, что сколько людям ни давай свободы и прав — если эти люди неуспешны, они всегда найдут, на кого свалить свой неуспех. Те, кто сумел осознать, что для успеха нужно *** (вкалывать), давно стали уже условными Наоми Кэмпбелл, Обамой и Уинфри. Остальные же всегда найдут оправдание себе и своей лени и глупости», — заявила Собчак.

    Именно эти слова, предположительно, стали причиной разрыва отношений с Audi. При этом Собчак подала в суд на немецкое издание Business Insider за заголовок, в котором говорится, что она назвала чернокожих глупыми и ленивыми.

    «Это прямая ложь. Таких слов я никогда не произносила. И буду требовать извинений. Люди не делятся на белых и черных, кавказцев и азиатов. Но люди делятся на умных и глупых», — заявила журналистка.

    Был ли расизм?

    Выиграть суд у немецкого издания на международном уровне Ксения Собчак не сможет, уверен адвокат Тимур Маршани, так как дело будет рассматриваться в Германии по местным законам.

    «Собчак нужно очень постараться, чтобы дойти хотя бы до первой инстанции и изложить недвусмысленно свою позицию и те требования, которые она сейчас адресует конкретному изданию», — уверен Маршани.

    При этом телеведущей потребуются веские доказательства того, что издание оклеветало ее. Это может оказаться непосильной задачей: если с точки зрения российского законодательства ничего противоправного и расистского в ее публикациях можно не увидеть, то в Германии дела будут обстоять иначе.

    Больше того, публикация Business Insider вышла после заявления концерна Audi о разрыве отношений с Собчак из-за расистских и дискриминационных высказываний — издание фактически повторило позицию компании.

    С точки зрения права и российского законодательства я не вижу здесь нарушений. Но если концерн принял такое решение, то это было сделано обдуманно, с помощью исследований рынка, объективной оценки действий и высказываний Собчак. Это следствие того, что германский автоконцерн не решился на подобные репутационные риски

    Тимур Маршаниюрист, адвокат.

    Он отметил, что риски компании были слишком велики — подобные высказывания амбассадора компании в России могли негативно сказаться на производителе продукции известного бренда, «который не может себе позволить экономические потери из-за одной Ксении Собчак».

    «Германский автоконцерн, который под пристальным вниманием филологов мог провести анализ высказываний Собчак, нашел в них расистские утверждения, которые свидетельствуют о позиции конкретного лица. Крупные маркетинговые центры, которые работают на Audi, проводят регулярные исследования», — объяснил юрист.

    Он добавил, что заголовок Business Insider весьма закономерен в этой ситуации — негативная реакция крупного мирового бренда задает тон в отношении других компаний, в том числе и СМИ.