«Работать хорошо надо перед всеми». Каким мы запомним Николая Караченцова | 360°

26 октября 2018, 14:04

«Работать хорошо надо перед всеми». Каким мы запомним Николая Караченцова

Читать 360 в

Знаменитый не только в России, но и за рубежом актер Николай Караченцов скончался утром  26 октября. До своего 74-го дня рождения он не дожил всего сутки. Бунтарь Тиль, благородный граф Резанов, негодяй Урри — такие разные, но бесконечно яркие и харизматичные роли талантливейшего артиста. Об актере от бога — в материале «360».

Театр

Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве. Его отец был заслуженным художником СССР, а мать — знаменитым на весь Союз балетмейстером-постановщиком. Оставлять мальчика было не с кем, поэтому она брала сына с собой на работу. Неудивительно, что в детстве Николай Петрович мечтал стать не актером, а танцором. Этому воспрепятствовала мать, пояснив, что танцоры слишком рано выходят на пенсию. Однако на сцену Караченцов все же попал, с отличием окончив школу-студию МХАТ. Во время учебы, рассказывал режиссер Юрий Рашкин, сокурсники дразнили артиста «обезьяном» — из-за маленькой обезьянки, жившей у Караченцовых дома.

«Мама Коли — балетмейстер, привезла ему из какой-то экзотической страны, где она ставила спектакль, в подарок обезьянку, кстати, очень эмоциональную, взрывную… Случалось, что обезьянка швыряла предметами в гостей хозяина. Да и у молодого Караченцова повадки были обезьяньи. Он тогда сутулился, ходил бесшумно и по-особенному, словно крадучись», — рассказывал Рашкин.

Как правило, выпускников студии автоматически принимали на работу в Московский художественный театр. Но ко времени окончания учебы, в 1967 году, из-за ухода главного режиссера «Ленкома» Анатолия Эфоса в театре не хватало актеров. Поэтому Караченцова, в числе десятерых лучших студентов, распределили именно туда. Первыми его театральными работами стали «Мой бедный Марат», «Прощай, оружие!», «104 страницы про любовь» и «Снимается в кино». В 1973 году «Ленком» возглавил Марк Захаров. Режиссеру понравилась игра молодого актера в спектакле «Автоград 21», и он отдал ему главную роль — Тиля Уленшпигеля — в спектакле «Тиль».

Работа стала знаковой в жизни Караченцова. По тем временам постановка была достаточно смелой: едкая сатира, хлесткие реплики под аккомпанемент джазовой музыки. Показанный артистом бунтарь и хулиган Тиль стал кумиром советской молодежи, а о Караченцове заговорили не только как об актере, но и талантливом певце.

Тогда же, в начале 70-х, Караченцов встретил в театре спутницу жизни — молодую актрису Людмилу Поргину. В 1975 году они поженились для того, чтобы уже никогда не расставаться.

Еще одна добавившая артисту популярности роль досталась ему в 1976 году, когда он блестяще сыграл Смерть и главаря рейнджеров в рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Но все же самой известной его работой, буквально перевернувшей столичный театральный мир, стала роль в рок-опере «Юнона и Авось».

В мае 2011 года монетный двор Польши по заказу правительства острова Ниуэ выпустил памятную серебряную монету в один новозеландский доллар. На ее оборотной стороне изображены Николай Караченцов и Елена Шанина в ролях графа Николая Резанова и Кончиты.

Кстати, для этой роли Караченцову пришлось брать уроки вокала. Впрочем, высокие ноты ему так и не дались. Во время постановок их вытягивал партнер по сцене, актер Павел Смеян, также задействованный в спектакле. В 1983 году рок-опера появилась на телеэкранах. Тогда же французский кутюрье помог организовать гастроли театра в Париже. А затем артисты «Ленкома» отправились в мировое турне: Германия, Нидерланды, США и другие страны.

Пьер Карден назвал Николая Караченцова „Российский Жерар Филип“, почувствовал романтический настрой души Николая Петровича. Коля — романтик, причем романтик, несмотря на всю свою брутальность, беззащитный и ранимый

Всю жизнь Николай Петрович хранил своеобразную верность родному «Ленкому», исполнив на его сцене более 20 ролей. «У меня вся биография уложится в три строчки: родился, окончил школу, институт и пришел в „Ленком“», — говорил артист.

Кино

Если посмотреть на впечатляющую фильмографию Караченцова, то сложно выбрать его самую главную работу в кино. Одним он запомнился маркизом Рикардо из «Собаки на сене», другим — негодяем Урри, охотившимся за Электроником, третьим — ковбоем Билли Кингом из «Человека с бульвара Капуцинов». А чего стоят харизматичные Дикки Мелони («Короли и капуста»), благородный жулик Джефф Питерс («Трест, который лопнул»), пират Черный Пес («Остров сокровищ»), Даниэль Корбан («Ловушка для одинокого мужчины») и другие не менее любимые зрителями роли.

Активно приглашать Караченцова на киносъемки стали после триумфа «Тиля». А первой крупной работой стала роль студента Владимира Бусыгина в экранизации повести «Старший сын». Примечательно, но руководитель «Ленкома» Марк Захаров отчего-то не задействовал артиста в съемках своих кинопостановкок, дав ему лишь две небольшие роли в «12 стульях» и «Доме, который построил Свифт».

С 1975 года Николай Петрович стал одним из самых снимаемых советских артистов. Помимо яркого таланта, его плюсом было акробатическое мастерство: на съемках он сам выполнял даже самые сложные каскадерские трюки.

С крыши дома прыгать буду вряд ли — не нужно, все равно не видно, кто там прыгает и зачем. Я себе уже все доказал. Но трудно удержаться от того, чтобы снова испытать свои возможности. И опять же адреналин. Иначе — скучно

Его последней работой стала роль Василия Ходаса в фильме белорусского режиссера Александра Бутора «Белые росы. Возвращение», вышедшем на экраны в 2014 году. Всего в его послужном списке более 100 художественных фильмов.

Музыка

Караченцов запомнился зрителями не только киноролями. Ведь именно его голосом говорили с экранов популярный французский актер Жан-Поль Бельмондо и многие любимые маленькими зрителями герои мультфильмов: солдат («Каша из топора»), кот («Бюро находок»), дикий конь («Кошка, которая гуляла сама по себе»), Бамбр и другие. Николай Петрович активно участвовал в аудиопостановках и начитывал аудиокниги.

Огромную роль в его музыкальной карьере сыграл композитор Максим Дунаевский, научивший Караченцова вокальному мастерству и писавший для него музыку. Именно его композиции звучат в фильмах «Трест, который лопнул», «Маленькое одолжение» и многих других. За всю свою творческую жизнь артист исполнил более 200 песен. С 1985 по 1989 год он записал пять виниловых пластинок, а позднее выпустил 13 компакт-дисков. В один из них — «Моя маленькая леди» — вошли 10 композиций Дунаевского на стихи Ильи Резника.

ДТП и болезнь

В феврале 2005 года у Караченцова умерла теща. Артист выехал домой с дачи, но на обледеневшем Мичуринском проспекте не справился с управлением и попал в аварию. В ДТП он получил тяжелейшую травму головы, врачам пришлось делать трепанацию черепа и операцию на головном мозге. Николай Петрович провел 26 дней в коме, затем более двух лет длилась реабилитация. Эта авария фактически поставила крест на его кинематографической и театральной карьере.

Лишь в мае 2007 года артист сумел выйти на сцену, во время концерта-презентации его дисков «Звезды сошли с небес…». В начале ноября 2011-го артист побывал с гастролями в Израиле, представив зрителям программу «Что тебе подарить?», а также прошел очередной курс лечения в одной из местных клиник.

Я в Иерусалиме был несколько раз. Я проходил эту дорогу — Крестный путь — со всеми ступенями, которые там есть. С другой стороны, зрители — не просто соотечественники, которые тут живут, у меня уж больно много друзей в Израиле. А перед друзьями надо тем более хорошо работать. Хотя я неверно сказал — работать хорошо надо перед всеми

Несмотря на усилия медиков и старания самого актера, его речь и подвижность так до конца и не восстановились. Караченцов периодически проходил курсы терапии в российских и зарубежных клиниках. Именно поэтому его последний киногерой, Василий Ходас, столь неразговорчив.

Спустя 12 лет после первой аварии Николай Петрович снова пострадал в ДТП. Автомобиль, которым управляла его супруга Людмила Поргина, столкнулся с «Газелью» в Подмосковье. Машина перевернулась, а артист получил сотрясение мозга. В сентябре 2017 года у Николая Петровича обнаружили неоперабельный рак легких. 26 октября 2018 года из-за отказа почек любимца миллионов российских и иностранных зрителей не стало…

Реклама

Реклама