12 февраля 2019, 02:30

Работа на «теневой стороне» Apple. Некоторым сотрудникам намекали на их «второсортность»

Читать 360tv в

В нескольких километрах от штаб-квартиры Apple, напоминающей космический корабль, находится офис. Там работают люди, которым «яблочный» производитель обязан многими своими достижениями и львиной частью доходов. Но они вынуждены трудиться в кабинетах размером с ванную и постоянно панически бояться увольнения. Они впервые рассказали о своем быте и «теневой стороне» одной из самых известных в мире компаний.

Работать в Apple не только престижно, но и комфортно. Новый кампус в калифорнийском городе Купертино проектировался и возводился с целью демонстрации Apple как работодателя, заботящегося о своих сотрудниках. Здесь даже стены должны вдохновлять! И они вдохновляют. Современный дизайн, большие окна, кафе в четыре этажа и фитнес-центр размером с несколько футбольных полей… Но в десятке километров, а именно в Саннивейле, на Хаммервуд-Авеню, есть и другое здание Apple.

Внешне оно, конечно, не такое эффектное, как главный корпус. Здесь даже есть ресепшен, но за его стойкой никогда нет администратора. Люди, работающие в данном здании, в основном пользуются задней дверью, а не главным входом. Большинство из них трудится над проектом Apple Maps.

Сотрудники, чьи рабочие места находятся в здании на Хаммервуд-Авеню, рассказали: они обязаны каждый день проходить пешком несколько лишних кварталов, чтобы никто не смог выяснить, где они трудятся. В Apple здание называют «теневой стороной».

Те, кто уже разорвал контракт с Apple, смело рассказали о том, с чем им пришлось столкнуться. Устраиваясь на работу, они не ожидали полупустых торговых автоматов и очереди в туалеты. Об архитектуре, удобстве и красоте в корпусе на Хаммервуд-Авеню никто не заботился. Причина проста: людей нанимали на работу над конкретным проектом на срок 12-15 месяцев.

Большинство рабочих даже этого срока не выдержали.

«В какой-то момент мы все осознали, что нас могут уволить в любое время», — сообщил один из бывших подрядчиков.

Когда он рассказывал о своей работе журналисту Bloomberg, предпочел не называть своего имени. Как и большинство работников, этот человек в свое время подписал соглашение о неразглашении.

Позднее выяснилось, что проблема вовсе не в Apple. Это не нерадивое руководство намеренно приказало сделать условия работы для части сотрудников невыносимыми. Данная инициатива исходила от компании Apex Systems, которая является подрядчиком Apple в кадровых вопросах. В Apple заявили, что подобные фирмы-подрядчики, в том числе и Apex Systems, должны относиться ко всем работникам с «достоинством и уважением». Но, увы, это требование выполнено не было.

«Супердегуманизация»

Журналисты Bloomberg News послали в Apple запрос, после чего сотрудники головного офиса произвели неожиданный аудит здания на Хаммервуд-Авеню. Стало понятно, что «рабочая среда несовместима с другими подразделениями Apple». Впрочем, никаких санкций не последовало. Ну почти.

«Как и в случае с другими подрядчиками, мы будем работать с Apex для пересмотра их систем управления, включая протоколы найма и увольнения, чтобы обеспечить прозрачность условий труда и их предварительную передачу работникам», — заявил представитель компании Apple.

Главный юрисконсульт Apex Бадди Омохундро и вовсе отметил, что вся проблема яйца выеденного не стоит. Он рассказал, что в его компании у сотрудников есть множество возможностей для своевременного и анонимного оповещения о проблемах и для контроля за их устранением.

Apex запретил сотрудникам болеть. Согласно законодательству США, человек имеет право на больничный той продолжительности, которая необходима для выздоровления. Кадровики же сократили максимальное количество больничных часов с 48 до 24. Впрочем, юрист Apex этот факт, обнародованный уволенными людьми и доказанный электронными письмами, не подтвердил.

Менеджеры Apex неоднократно штрафовали рабочих за то, что те слишком часто подходят к кулерам с водой, ведь их рабочие места в этот момент простаивают.

«Подобный мониторинг — это супердегуманизация и ужас», — призналась одна из бывших сотрудниц.

Стали известны также факты, когда люди оказывались без работы и средств к существованию. После подписания временного контракта они подыскивали жилье, брали его в аренду. Недвижимость в Калифорнии — одна из самых дорогих в стране. После нескольких недель обучения сотрудники должны были пройти тестирование. Те, кто проваливал экзамен, оставались без работы и денег, но с необходимостью каким-то образом оплачивать аренду жилья.

Развенчание мифов

Apex — лишь небольшая часть глобальной сети кадровых фирм, работающих с Apple. Она даже нанимала далеко не всех сотрудников в здание на Хаммервуд. Над проектом Apple Maps трудятся специалисты не только в калифорнийской Кремниевой долине, но и Остине (штат Техас), Лондоне, Чехии, Индии.

Обнародованные данные, результаты внепланового аудита и информация из СМИ подорвали миф о том, что все рабочие места в Кремниевой долине — своеобразная индустриальная утопия. Раньше считалось: в этих офисах будущего работают только чрезвычайно одаренные люди, получающие огромную зарплату и опционы на акции.

И тут неожиданно (кто бы мог подумать!) оказалось, что кроме технических специалистов в здании работают официанты, водители, уборщики туалетов, тестеры программного обеспечения. И все они получают почасовую оплату труда, не будучи уверенными, что завтра их не уволят.

В экономике США с каждым годом все больше становится популярным наем временного персонала: по контракту на определенный срок. Чтобы снять с себя бремя постоянного поиска нужных сотрудников, компании во многих отраслях обращаются к фирмам типа Apex — кадровым агентствам. Чуть больше года назад стало известно, что в Google постоянных сотрудников с долгосрочными контрактами меньше половины. А потом разгорелся скандал.

Некоторые работники Google из числа временных заявили о своем недовольстве. Волна протестов нарастала в течение двух лет. В ноябре все это вылилось в забастовку. Впрочем, приняли участие в ней немногие: у сотен людей просто не было доступа к внутренней рассылке с информацией о месте и времени проведения мероприятия. И все же руководству Google было отправлено открытое письмо, в котором временные сотрудники потребовали улучшения условий своего труда.

Возвращаясь к Apple и Apex, стоит выделить несколько причин, из-за которых ситуация достигла критического уровня. Во-первых, многие работники согласились на временные контракты в надежде, что их рано или поздно пригласят в Apple на полную ставку. Оказалось, что шансы на это крайне малы.

Во-вторых, ряд сотрудников был согласен на любую работу, лишь бы добавить короткую и емкую строчку «Предыдущее место работы: Apple» к своему резюме. Тоже вышло не очень хорошо. Изначально менеджеры Apex распространили конкретные формулировки, которые можно было включать в резюме и профили социальных сетей, а затем и вовсе запретили упоминать Apple как работодателя. Людям разрешили лишь указывать прошлым местом работы «крупную техническую компанию через Apex Systems».

Все эти ограничения вновь и вновь напоминали сотрудникам об их низком статусе. Уволенные люди рассказали, что они чувствовали себя униженными даже из-за некорректного дизайна главного логотипа, надкушенного яблока, на их идентификационных значках. У штатных сотрудников логотип был разноцветный, у временных — «грустный серый». По данным Bloomberg, этому как раз удивляться не стоило: во многих крупных компаниях используется цветовая идентификация и это вовсе не доказательство «кастовой системы».

Одна из бывших сотрудниц Эмбер Луцко, работавшая на Apple через Apex в 2017–2018 годах, припомнила вдохновляющую речь в день открытия офиса на Хаммервуд-Авеню.

«Теперь вы работаете в Apple! Вы сделали это! Но пользоваться тренажерным залом вам не разрешено», — так она передала слова менеджмента в тот знаменательный день.

В Кремниевой долине немало компаний, которые заработали свои первые миллиарды при совсем малом количестве штатных сотрудников. И таких фирм на порядок больше, чем «корпоративных бегемотов», нанимавших перед открытием полный штат: от уборщиц и секретарей до специалистов по замене лампочек или пополнению запасов бумаги в лотках принтеров.

Ситуация с наймом временных рабочих через фирмы-подрядчики была описана в книге «Темп» Луисом Хайманом. Он объяснил это быстрым прогрессом в технической сфере, который требует постоянных корректировок количества и экспертности сотрудников. Впрочем, и до него, еще в 1990-х годах, о двухуровневой рабочей силе говорили в Microsoft.

Сейчас в Apple работают около 130 тысяч штатных сотрудников. Примерно три десятка кадровых компаний подбирают все новый и новый персонал на замещение вакантных должностей по временным контрактам. Именно временные рабочие подбирают и размещают статьи в Apple News, работают над инфраструктурой iTunes, отвечают на звонки и письма в службе поддержки клиентов. Многие из них недавно окончили колледж и получают примерно 25 долларов в час. Это средний показатель почасовой оплаты труда в США.

Те, кто покинул Apple, утверждают, что это был полезный опыт. Проблемы с жильем заставили людей объединяться, снимать дома в складчину, много общаться, обучая друг друга. Некоторые «старожилы» Кремниевой долины, которые провели там три-четыре года, — бывшие сотрудники Apple, нанятые Apex. Есть и такие, кто считает эти годы потерянными, ведь многие навыки, полученные в Apple, не нужны больше нигде.

Информация, обнародованная Bloomberg, оказалась для многих шоком, потому что раньше все представляли работу в Apple только лишь такой:

Реклама

Реклама