16 августа 2017, 19:22

Летать по России за копейки: Путин поручил ФАС разобраться с ростом цен на авиабилеты

Читать 360tv в

-

В правительстве РФ обеспокоены чрезмерным ростом цен на авиабилеты по внутренним направлениям. В ходе совещания по развитию транспортной инфраструктуры Владимир Путин критически отозвался о системе формирования цен на авиабилеты и посоветовал ФАС проверить сервисы по продаже билетов на предмет ценового сговора. О том, кто стоит за резким ростом цен на воздушные перевозки — в материале «360».

В среду, 16 августа, президент РФ Владимир Путин поручил ФАС разобраться с автоматизированной системой формирования цен на авиабилеты. Об этом он заявил на совещании по развитию транспортной инфраструктуры северо-запада России, передают РИА «Новости».

Полностью с вами согласен. Надо точно совершенно разобраться с этим, что там происходит. Я знаю про эти компьютерные системы, которые сами цены устанавливают  — Владимир Путин

О возможном ценовом сговоре авиаперевозчиков президенту страны поведал руководитель ФАС Игорь Артемьев. Чиновник рассказал, что за формирование цен на перелеты отвечают специальные компьютерные системы, которые российские перевозчики позаимствовали из Европы и США. Такие сервисы в автоматическом режиме устанавливают стоимость билета, ориентируясь на динамику спроса. По мнению главы ФАС, работа алгоритма таких систем выглядит как результат картельного сговора мировых перевозчиков, который негативно отражается на потребителях.

«Можно было бы поручить Минэку, нам и Минтрансу эту систему разобрать и посмотреть, насколько она соответствует законодательству, лучшим практикам, которые есть», — заявил в ходе встречи с главной страны Артемьев. По его оценкам, подобная инициатива позволит корректировать стоимость авиабилетов. «Они [билеты] будут реально ниже. Я не могу сейчас оценить на сколько, но на десятки процентов точно», — сказал глава ФАС.

«Воздушный» сговор

Ключевым «подозреваемым» в сговоре авиаперевозчиков глава ФАС считает международную систему бронирований путешествий — Amadeus. Данная система считается одной из самых популярных на рынке и включает в себя сервис по бронированию авиабилетов, гостиниц, проката автомобилей. Согласно последнему отчету компании, площадкой Amadeus пользуются 36 тысяч представительств авиакомпаний для бронирования и продажи билетов, в то время как 134 авиакомпании используют сервис для хранения и управления расписанием, рейсами и тарифами.

В системе содержится информация о 95% мест на регулярных рейсах авиакомпаний со всего мира. Как говорится на сайте компании, Amadeus предлагает бронировать билеты на рейсы более 420 перевозчиков и просматривать расписание рейсов свыше 710 авиакомпаний мира.

Подозрения ФАС являются несостоятельными, поскольку сервис не может регулировать цены, рассказал в беседе с редакцией «360» генеральный директор туристической компании Travelata Алексей Зарецкий.

Amadeus не занимается ценообразованием, так как принцип работы этой системы состоит в другом. Amadeus является неким посредником между авиакомпаниями и турагентами и никак не участвует в формировании цены на билеты. В данном случае на цены могут повлиять только авиакомпании или туристические агентства, которые традиционно повышают стоимость билетов и пакетных туров на топовые направления в сезон — Алексей Зарецкий

Система Amadeus является не единственной системой агрегации билетов, существует также и ее российский аналог «Сирена», которая функционирует по схожему принципу, пояснил Зарецкий. «Если ФАС намерена проверить Amadeus, то тогда необходимо проанализировать работу всех систем, иначе это не приведет к демпингу цен на билеты», — пояснил эксперт.

Оперативного комментария от Amadeus редакции «360» получить не удалось.

Субсидии не спасают

Для увеличения пассажиропотока по России правительство в 2014 году ввело программу субсидированных билетов. Благодаря нововведению определенная часть граждан может получить скидку на авиабилет до 50% по некоторым направлениям. Получить скидку могут дети до 12 лет, пенсионеры, инвалиды и сопровождающие их лица, а также студенты очных отделений российских вузов в возрасте до 23 лет.

Желающим купить субсидированные билеты стоит учитывать, что такие тарифы действительны по определенным направлениям, в число которых входят Приволжский федеральный округ, Республика Крым, Дальний Восток, Калининградская область, Республика Беларусь и Казахстан.

Впрочем, на практике купить дешевые билеты проблематично. Во-первых, авиакомпании выделяют на такие билеты не более 10%-20% от загруженности борта, и льготные билеты раскупают в первые три-четыре часа с момента старта продаж. Также авиабилет со скидкой можно купить только в специализированном офисе продаж, а не через сайт перевозчика, что приводит к огромным очередям и доставляет неудобства клиентам.

Заработать в сезон: ФАС подозревает «Аэрофлот», «Якутию» и S7 Airlines в завышении цен на билеты

Именно недостаток льготных билетов и быстрый рост цен стимулировал ФАС начать проверки. По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, субсидии, которые предоставляет правительство на пассажирские перелеты, вызывают у граждан раздражение, поскольку воспользоваться ими может лишь ограниченное количество людей. При этом высокие цены на обычные билеты не дают гражданам путешествовать по России без ущерба для их бюджета.

Реклама

Реклама