facebook_pixel
  • 20 июня 2018, 21:45

    Быстрый путь из России в Китай. Окупится ли скоростная магистраль «Евразия»

    Экономисты китайского железнодорожного концерна CREEC считают, что высокоскоростная магистраль «Евразия» не окупится без льготного финансирования. Стоимость транспортной сети, которая должна соединить Европу и Китай, составляет почти 10 триллионов долларов. Ожидается, что часть средств на строительство выделят государственные фонды стран, по которым пройдет дорога, а остальные деньги вложат инвесторы. Где пройдет «Евразия» и зачем она нужна, рассказывает «360».

    Быстрый путь из России в Китай. Окупится ли скоростная магистраль «Евразия»

    Реализация самого масштабного железнодорожного проекта «Евразия» может оказаться нерентабельной из-за условий финансирования. Об этом в среду, 20 июня, пишет РБК со ссылкой на источники и материалы корпорации China Railway Eryuan Engineering Group (CREEC).

    Сотрудники CREEC подсчитали, что при кредитной ставке выше 5,75% проект не окупится для инвесторов. Кроме того, если строительство будут вести при соотношении 40 на 60, где 40% — собственный капитал проектной компании и 60% — привлеченное финансирование, то внутренняя норма доходности проекта будет отрицательной с учетом стоимости заемных средств. По сути, при текущих параметрах, предполагающих, что больше половины средств будет привлечено в виде долга, проект не окупится никогда, утверждают китайские эксперты.

    Впрочем, китайцы предлагают выход из ситуации. По их расчетам, чтобы сделать строительство магистрали рентабельным, процентную ставку по привлеченным кредитам придется опустить почти до нуля. Правда, на это уйдет 27 лет, а внутренняя норма доходности составит 2,88%, говорится в материалах CREEC.

    Дорогая «Евразия»

    В 2017 году госкорпорация РЖД разработала план высокоскоростной железнодорожной магистрали «Евразия», которая станет частью масштабного инфраструктурного проекта «Один пояс — один путь». Дорога из Китая в Европу пройдет по территории шести государств. ВСМ начнется в Китае, затем пересечет Казахстан и Россию, а после маршрут выйдет на Белоруссию и Польшу. Конечной точкой «Евразии» станет Германия. Общая протяженность составит около 9,5 тысячи километров, а итоговая стоимость — 9,8 триллиона рублей.

    Самый большой участок дороги приходится именно на российскую территорию. Он проходит от Красного в Смоленской области, вблизи границы с Белоруссией, через Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Челябинск до Золотой Сопки в Челябинской области, откуда через Астану до Достыка дорога протянется по территории Казахстана.

    Несмотря на то, что строительство обещают закончить к 2026 году, уже сейчас ведут переговоры о создании главного транспортного хаба в России— высокоскоростной магистрали «Москва — Казань». Ее протяженность составит 770 километров, а ориентировочная стоимость превышает 1,6 триллиона рублей. По подсчетам железнодорожников, новая транспортная артерия должна сократить время путешествия из одного города в другой с 14 часов до 3,5.

    Оправданные траты

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2018/06/4868_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»/Евгения Новоженина

    Перспективы проекта во многом зависят от вложений суверенных фондов стран-участниц «Евразии», отметила в беседе с «360» руководитель исследовательской группы InfraONE Александра Галактионова. По ее словам, часть ВСМ может быть построена за счет финансирования со стороны международных институтов развития.

    «В частности, к проекту может присоединиться Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) или фонд Шелкового пути, который и создавали для финансирования подобных задач. В свою очередь, российские участки могут получить льготное кредитование из Фонда развития и ЕАБР, но конкуренция за эти средства сейчас серьезная. В целом, это очень масштабный и дорогой проект, который включает в себя множество стран-участниц», — подчеркнула Галактионова.

    При этом самим прибыльными и рентабельными окажутся участки «Евразии», где наблюдается хороший пассажирский трафик. «Одним из таких перспективных участков является ВСМ Челябинск — Екатеринбург, строительство которой намечено на 2021 год», — рассказала эксперт.

    Окупаемость проекта «Евразия» и срок и его строительства будут зависеть от того, смогут ли страны-участники заинтересовать частных инвесторов, которые могли бы вложиться в строительство ВСМ, считает аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский. «К примеру, государство может сделать льготные налоговые условия для инвесторов или пообещать дополнительный доход за счет повышения стоимости последующих перевозок пассажиров и грузов. Такие методы вполне распространены в ряде других стран, где уже функционируют ВСМ», — рассказал собеседник «360». Ожидается, что к 2050 году пассажиропоток «Евразии» превысит 36,9 миллиона пассажиров, а по магистрали будут доставлять свыше 12 миллионов грузов в год.

    Между тем специалисты признают, что участие в очередной «стройке века» даст России как экономическую, так и в социальную выгоду. По оценкам опрошенных «360» экспертов, новая дорога добавит в бюджет страны более триллиона рублей только на на стадии привлечения инвестиций, а когда будет запущено движение по ВСМ «Москва-Казань», это принесет РФ около восьми триллионов дополнительных доходов.