21 января 2019, 16:33

Путь из Европы в Азию. Какой будет первая высокоскоростная магистраль в России

Читать 360tv в

Власти одобрили план строительства первой части высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в России, которая свяжет Москву и Казань. Речь идет об участке Железнодорожный — Гороховец с организацией движения до Нижнего Новгорода. Ориентировочная стоимость объекта — 621 миллиард рублей. В ближайшее десятилетие это полотно войдет в состав ВСМ Москва — Казань, которая станет частью масштабного пути из Европы в Азию. О подробностях проекта рассказывает «360».

Накануне на совещании у первого вице-премьера Максима Акимова был принят план строительства первого участка высокоскоростной магистрали Москва — Казань, который пройдет до Нижнего Новгорода. О решении правительства пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источники.

Реклама

По данным издания, власти во время встречи обсуждали контуры будущего проекта полотна Железнодорожный — Гороховец с продлением сообщения до Нижнего Новгорода. Протяженность участка составляет около 300 километров, а стоимость проекта оценивается в 621,5 миллиарда рублей. Часть денег — около 200 миллиардов рублей — обещало выделить государство, основной эксплуатант дороги — РЖД — намерен вложить в проект также 200 миллиардов. Оставшуюся сумму собираются предоставить европейские партнеры.

Как рассказал «360» председатель Союза пассажиров России Владимир Янков, побывавший на заседании, вице-премьер всего лишь выразил поддержку докладу о планах строительства дороги, поэтому говорить о создании «дорожной карты» проекта пока рано. «На заседании был сделан первый шаг в этом направлении, но сам проект должен одобрить президент, тогда можно будет предметно говорить о деталях строительства», — подчеркнул собеседник «360». В ноябре прошлого года СМИ рассказали о сомнениях президента Владимира Путина касательно необходимости строительства ВСМ. По их словам, глава государства на совещании поручил правительству вновь проработать проект магистрали и только потом начать финансирование.

Между тем после введения в эксплуатацию ВСМ будет востребована примерно 40% всех пассажиров между Москвой и Нижним Новгородом. По подсчетам РЖД, на третий год услугами железной дороги воспользуются около трех миллионов россиян. ВСМ будет популярна за счет существенной экономии времени в пути, говорят опрошенные «360» эксперты. Ожидается, пассажир сможет добраться от столицы до Нижнего Новгорода всего за 2,5 часа. Сейчас этот путь занимает от четырех до шести часов на традиционном поезде.

«На данном участке будут ходить примерно 12-15 пар поездов, мощности которых вполне хватит на удовлетворение потребностей пассажиров. При этом говорить о самоокупаемости проекта можно будет только в том случае, если магистраль будет продолжена до Казани. Такой инфраструктурный проект сможет составить конкуренцию авиасообщению», — уверен Владимир Янков.

Впрочем, вице-президент центра «Экономики инфраструктуры» Павел Чистяков считает, затраты на эксплуатацию магистрали будут полностью покрыты за счет билетной выручки. «ВСМ соединяет те точки, которые не покрываются авиасообщением, а на этом маршруте самолетом можно долететь только до Нижнего Новгорода, в то время как во Владимир из Москвы можно добраться только поездом. Поэтому этот проект имеет хорошую тенденцию не только к самоокупаемости, но и получению прибыли», — заметил собеседник «360».

Из Германии в Китай по рельсам

В планах правительства указано, что отрезок дороги должен стать частью высокоскоростной магистрали Москва — Казань. Ее протяженность составит 770 километров, а ориентировочная стоимость превышает 1,6 триллиона рублей. По подсчетам железнодорожников, новая транспортная артерия должна сократить время путешествия из одного города в другой с 14 до 3,5 часа. Опробовать новую дорогу россияне смогут к концу 2024 года.

Примечательно, что власти в перспективе намерены встроить магистраль в масштабный транснациональный проект «Евразия». Еще в 2017 году госкорпорация «РЖД» разработала план строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая соединит Китай и Европу. Дорога начнется в Китае, затем пересечет Казахстан и Россию, а после выйдет на Белоруссию и Польшу. Конечной точкой «Евразии» станет Германия. Ее протяженность составит около 9,5 тысячи километров, а общая стоимость, по разным оценкам, превышает 9,5—10 триллионов рублей. При этом в Берлин из Пекина пассажир или груз сможет доехать всего за 2,5 суток.

Самый большой участок дороги приходится именно на российскую территорию, говорят эксперты. Он проходит от Красного в Смоленской области вблизи границы с Белоруссией через Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Челябинск до Золотой Сопки в Челябинской области, откуда через Астану до Достыка дорога протянется по территории Казахстана.

Несмотря на то, что пока строительство высокоскоростной магистрали еще находится на стадии обсуждения, российские разработчики уже составили концепт поезда, который будет ходить по ВСМ. Так, новый состав сможет развивать скорость до 400 километров в час. Для сравнения: «Сапсан», который на данный момент считается самым быстрым локомотивом в стране, разгоняется максимум до 250 километров в час. При этом поезд будет отвечать всем современным требованиям комфорта. В его состав войдут 12 вагонов разных классовых категорий. Также в проекте значится вагон-ресторан или бистро, где будут находиться кухня состава и технические помещения. Единовременно поезд сможет перевозить 682 пассажиров. Вдобавок еще 40 мест инженеры разместили в вагоне-ресторане.

«Высокоскоростная магистраль и идущие по ней составы будут соответствовать всем нормам безопасности: линия будет огорожена, на ней не будет железнодорожных переездов и пешеходных переходов. Подобная конфигурация снизит число аварий и инцидентов, подобных тем, что сейчас встречаются на обычной железной дороге», — заключил Владимир Янков.

Реклама

Реклама