07 ноября 2017, 18:14

Пустынный перрон: почему в России прекратили продажу билетов в плацкарт

Читать 360tv в

-

Компания «Российские железные дороги» (РЖД) временно остановила продажу билетов в плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования с отправлением с 1 января 2018 года. При этом в продаже останутся все остальные категории билетов, а также ограничения не коснутся скоростных поездов.

Продажи билетов этих категорий были временно приостановлены. При этом продажи остальных категорий билетов, включая билеты на поезда «Сапсан», осуществляются в обычном режиме -сообщение РЖД.

В РЖД отметили, что решение приостановить продажу билетов более чем за 45 суток принято в связи с новой инициативой Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Так, ведомство предложило ввести скидку на билеты в плацкартных вагонах в 10%, в то время как аналитики РЖД планировали наоборот повысить тарифы на уровень инфляции, что эквивалентно 4%.

Урегулировать спор в отношении тарифной сетки РЖД и ФАС намерены до конца этой недели. В РЖД планируют вновь запустить продажу билетов на новогодние маршруты до 17 ноября, в то время как представители ФАС настаивают возобновлении продаж не позднее 16 ноября текущего года. При этом спрос на перевозки в плацкартных вагонах в новогодние каникулы будет удовлетворен в полном объеме, и все желающие успеют купить билеты по выбранным направлениям.

Если тарифы все-таки снизят, то пассажирам, уже купившим билеты по высокой цене, вернут разницу в стоимости или предложат возвратить билеты без штрафных санкций, обещают представители РЖД.

Тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах регулируются ФАС, в то время как на купе, СВ и люкс ценообразование свободное, отмечает в разговоре с «360» профессор Всероссийской академии внешней торговли Андрей Голубчик.

РЖД является монополистом в области железнодорожных перевозок, поэтому ФАС имеет право на регулирования цен на естественные монополии. Впрочем, текущая остановка может привести к тому, что некоторые путешественники не успеют забронировать билеты на новогодние праздники или будут вынуждены приобретать места в купе, которые ощутимо дороже плацкартного варианта — Андрей Голубчик.

Собеседник «360» добавил, что представители ФАС пошли на данные меры, поскольку в этом году впервые с 2014 года наметился рост авиаперевозок, в то время как спрос на ж/д билеты остался на прежнем уровне. По данным Росавиации, с января по сентябрь пассажирооборот в гражданской авиации увеличился на 21,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Примечательно, что пассажиропоток вырос не только по внешним направлениям, но и по внутренним и составил почти 10%.

Плацкартными вагонами пользуются в основном малообеспеченные граждане, поэтому от остановки продаж пострадает именно эта категория россиян, рассказал в беседе с «360» профессор кафедры «Экономика транспорта» Петербургского университета путей сообщения Анатолий Зайцев.

Сейчас наметилось четкое разделение в «дорожных» предпочтениях россиян. К примеру, средний класс предпочитает путешествовать на дальние расстояния самолетами, в то время как граждане с более низким достатком, пенсионеры и детские организованные группы выбирают поезда и покупают чаще всего плацкарт. Последняя статистика показывает, что спрос на купе снизился, а продажи плацкартных мест остались на прежнем уровне — Анатолий Зайцев.

Между тем пассажиропоток на железных дорогах стабильно растет небольшими темпами. По данным РЖД, в октябре этого года компания перевезла 97,85 миллиона пассажиров, что на 3,9% больше, чем было в октябре 2016 года. Из них в пригородном сообщении отправлено 89,96 миллиона пассажиров (+3,8%), в перевозках дальнего следования — 7,9 миллиона (+5%).

Реклама

Реклама