facebook_pixel
  • 09 августа 2017, 19:38

    Пустота в кабине: когда появятся беспилотные авиалайнеры

    Пустота в кабине: когда появятся беспилотные авиалайнеры

    Беспилотники все активнее входят в нашу жизнь. Уже никто не удивляется доставке товаров при помощи дронов. В Дубае в ближайшее время появится беспилотное такси. В Москве поговаривают о введении перевозок людей при помощи больших коптеров. Техника все меньше нуждается в том, чтобы ей управлял человек. Британское издание опубликовало материал, в котором всерьез обсуждалось появление беспилотных пассажирских авиаперевозок. «360» поговорил с экспертами, чтобы понять, насколько это возможно.

    Пустота в кабине: когда появятся беспилотные авиалайнеры | Изображение 1РИА «Новости» / Владимир Песня

    В ближайшем будущем станут возможны беспилотные авиаперевозки. По крайней мере, так утверждает автор статьи в  The Telegraph. По его мнению, это целесообразно не только с экономической точки зрения, но и с позиции безопасности.

    «Пассажирские авиалайнеры без пилотов могут сэкономить миллиарды для авиакомпаний, а билеты подешевеют», — сообщается в материале. Автор статьи опирается на исследование аналитиков из UBS, которые подсчитали, что переход на беспилотный самолет был бы выгоднее на $35 миллиардов.

    Отчасти с этим утверждением соглашается ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. «Экономия, конечно, будет, но не надо переоценивать. На долю пилотов приходится 3−4% себестоимости. За рубежом чуть побольше, но там и зарплаты у пилотов выше. Но все равно речи не может идти больше, чем о 10% экономии. В общем, это одна из статей экономии, но она не критическая», — производит для «360» расчеты эксперт.

    В статье говорится, что экономия заключалась бы не только за счет отказа от дорогостоящих пилотов с их не менее дешевой подготовкой, но и за счет повышения уровня безопасности. Аналитики считают, что самолет, полностью управляемый автоматикой, с меньшей вероятностью совершит ошибку, чем если бы за штурвалом сидел человек. Тут же приводятся данные исследователей из США о том, что три четверти несчастных случаев имеют антропогенные причины.

    «Теоретически беспилотные перевозки возможны, но без человека, без оператора летать нельзя. Любая молния, ионосфера, солнечная вспышка… Кто тогда будет отвечать?», — рассуждает в разговоре с «360» летчик-испытатель Магомед Толбоев. Он говорит, что на борту должен быть опытный человек, который в случае отказа автоматики или другой внештатной ситуации возьмет управление кораблем на себя. По его мнению, скорее случится ошибка техники, чем человека.

    Пустота в кабине: когда появятся беспилотные авиалайнеры | Изображение 2РИА «Новости» / Максим Блинов

    The Telegraph утверждает, что беспилотные авиаперевозки могут совершаться гораздо чаще, потому что время, которое необходимо для отдыха пилотов, будет использовано на полеты. То есть перевозки будут совершаться непрерывно. К тому же в небо можно будет одновременно поднять гораздо больше самолетов, потому что автоматика не даст им столкнуться.

    «Сейчас и без того можно сделать так, чтобы самолет автоматически взлетал и приземлялся. По большей части сегодня работа пилота превратилась в работу оператора, который следит за системой и лишь иногда дает некие команды бортовому компьютеру. Он уже не делает разворот при помощи штурвала, а просто указывает курс», — делится мнением с «360» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

    Он говорит, что самолеты и без того сегодня курсируют практически непрерывно. Приземляясь в аэропорту назначения, экипаж просто меняется и все, поэтому доводы его зарубежных коллег он не считает достаточно убедительными.

    Аналитики UBS Джерад Кастл и Селин Форнаро напоминают, что беспилотные технологии уже активно применяются в военной отрасли, и они вполне могут быть адаптированы и к гражданским авиаперевозкам. Они прогнозируют, что первые самолеты, где уберут сначала одного пилота, а потом и второго, будут грузовыми. За ними, возможно, последуют частные самолеты и вертолеты.

    Но эксперты говорят, что если для авиакомпаний идея о беспилотных перевозках может и кажется привлекательной, то это не означает, что пассажиры считают так же. В UBS провели опрос среди восьми тысяч человек. Выяснилось, что 54% респондентов не захотят совершать перелет на судне без пилота, даже если это и будет стоить им дешевле. Только 17% опрошенных сказали, что не видят ничего такого в беспилотных авиаперевозках. Для них это примерно то же самое, что и поездка на автомобиле без водителя.

    «Авиаперелет — это всегда стресс для человека. Когда он знает, что в кабине пилот, профессионал, то пассажир понимает, что о нем позаботятся. Как ни странно, больше всего люди боятся не ошибки пилота, а отказа техники. Поэтому здесь пересилить себя смогут немногие. Я думаю, что если дойдет до дела, и у человека будет выбор, большинство выберут полет с пилотом. И при этом готовы будут переплатить», — рассуждает Роман Гусаров.

    Тем не менее, аналитики из UBS остаются верны своей гипотезе о том, что эра беспилотников не за горами. С ними категорически не согласны эксперты, опрошенные «360», которые закладывают на переход к новой технологии десятки, а то и сотни лет. «Но тогда, возможно, уже появится телепорт», — шутит Андрей Крамаренко.

    Антон Кравцов