• Пунктуальность поневоле. За задержки вылетов авиакомпании будут отвечать своими рейсами

    За массовые задержки авиакомпании должны нести более серьезную ответственность, вплоть до сокращения летной программы. Такие жесткие меры регулирования рынка предлагает Росавиация. В летний сезон ведомство также советует компаниям заранее резервировать борта, чтобы избежать накладок в расписании. Помогут ли рекомендации улетать пассажирам в срок, разбирался «360».
    Пунктуальность поневоле. За задержки вылетов авиакомпании будут отвечать своими рейсами

    Полеты в российских аэропортах должны осуществляться без сбоев, а контроль безопасности должен быть усилен, говорится в письме Росавиации к перевозчикам и операторам воздушных гаваней. Особенно авиалиниям следует быть внимательными в период горячего сезона. «С началом школьных летних каникул увеличивается число воздушных перевозок организованных групп детей и сопровождающих их лиц к местам проведения летнего отдыха, экскурсий, спортивных и других мероприятий, что требует повышенного внимания и личной ответственности от всех должностных лиц, задействованных в организации, подготовке и выполнении таких перевозок», — отметили в Росавиации.

    Вдобавок перевозчик в высокий сезон обязан каждый день мониторить технологический график и оборот воздушных судов. Если борт по каким-либо причинам не готов полету, то перевозчик обязан предоставить резервный самолет. «Авиакомпаниям в целях исключения срывов и задержек рейсов при выполнении пассажирских перевозок, включая чартерных, проводить ежедневный мониторинг технологического графика и оборота ВС с обязательным резервированием ВС», — говорят в Росавиации.

    К нарушителям будут применены жесткие санкции, добавляют в ведомстве. Если перевозчик регулярно задерживает свои рейсы, то воздушные власти могут сократить его полетную программу и сузить круг разрешенных полетов. «То есть разрешенных рейсов у перевозчика станет меньше, чтобы он лучше с ними справлялся. К этому высокому сезону Росавиация уже провела зачистку. Чартерные программы полетов формировались „исходя из количества исправных воздушных судов в парке авиакомпаний“», — пояснили «Российской газете» в пресс-службе ведомства.

    Непунктуальность перевозчика вкупе с другими причинами действительно может привести к ограничению действия сертификата эксплуатанта, отмечают опрошенные «360» эксперты. Этот документ является основным соглашением, которое разрешает полеты. Чтобы лишиться сертификата, авиакомпания должна задержать или отменить более 20% рейсов в течение месяца без учета срывов рейсов из-за метеоусловий, говорится в Федеральных авиационных правилах (ФАП). «Поэтому предложения и возможные санкции со стороны Росавиации имеют, скорее, превентивный характер. Сомневаюсь, что ведомство действительно начнет сокращать летную программу перевозчиков в принудительном порядке, особенно в летний сезон», — заметил в разговоре с «360» эксперт в области авиации Дмитрий Дрозденко.

    Преднамеренные задержки

    Пунктуальность поневоле. За задержки вылетов авиакомпании будут отвечать своими рейсами | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    В прошлом году с задержками рейсов столкнулись 9,3 миллиона россиян, подсчитали специалисты из исследовательской компании AirHelp. Как правило, в 2018-м с отложенными более чем на 15 минут вылетами ежедневно имели дело свыше 25 тысяч пассажиров. Это почти 17% от числа всех выполненных рейсов, говорят аналитики.

    Чаще всего в прошлом году затягивались отправления компании «Якутия»: перевозчик задержал 12,5% от общего числа полетов, говорят эксперты Росавиации. Также в топ-5 самых непунктуальных авиалиний попали AZUR Air (7,05%), «Алроса» (6,37%) и «Нордстар» (6,12%). При этом почти всегда в срок улетали лайнеры Utair (задержано 0,82% от общего объема перевозок), «Россия» (0,99%) и «Аэрофлот» (1,06%). Необходимо отметить, что ведомство считает рейс задержанным, если борт вылетел позже, чем через два часа от намеченного времени, и задержка произошла по вине перевозчика.

    Примечательно, что наиболее серьезные паузы перед вылетами случались именно в горячий сезон отпусков. К примеру, борт «Саратовских авиалиний» совершил перелет из Даламана (Турция) в Саратов в мае прошлого года с опозданием на 28 часов. Причиной столь серьезной задержки стали технические неполадки. Всех пассажиров разместили на время ожидания в гостиницах.

    Похожая ситуация произошла и с российскими туристами в Тунисе. Около 400 пассажиров, отдыхавших по путевке PEGAS Touristik, не могли 13 часов улететь из аэропорта Джербы в Москву. Авиаперевозчик Nordwind неоднократно переносил рейс из-за технических проблем с бортом и в итоге пригнал два резервных лайнера для доставки россиян на родину.

    Однако рекорд по задержкам все же побила «Якутия», сотрудники которой в августе прошлого года заставили пассажиров рейса Чита — Якутск ждать в аэропорту вылета на протяжении двух суток. Посадку отменяли четыре раза, из-за чего часть пассажиров просто не попала на борт, когда тот все же вылетел. Любопытно, что компания продолжила задерживать рейсы, несмотря на то, что авиационные власти буквально накануне привлекли ее к административной ответственности. Перевозчик был вынужден заплатить 100 тысяч рублей в виде штрафа.

    Задержки в летнее время — это вынужденные издержки в горячий сезон. Чаще всего рейсы осуществляются с опозданием из-за проблем с бортами или долгами перевозчика перед аэропортом, поясняет независимый аналитик Дмитрий Адамидов. «Чартерные перевозки постоянно характеризуются задержками. Это происходит из-за неправильно составленного расписания, накладок в обслуживании наземными службами, а также неблагоприятных метеоусловий. Плюс в летний сезон самолеты работают на пределе, что приводит к большому количеству поломок», — привел примеры собеседник «360».

    При этом эксперт не исключает, что регулирование отрасли в ручном режиме, как сейчас это делает Росавиация, может в итоге привести к убыткам перевозчиков. «Компании будут вынуждены искать другие борта, это приведет к дополнительным тратам, что может закончиться серьезными убытками для авиалиний. Поэтому тут надо внимательно и без перегибов осуществлять регулирование, чтобы пассажиры в результате не пострадали», — резюмировал Адамидов.