Пунктуальность поневоле. За задержки вылетов авиакомпании будут отвечать своими рейсами | 360°

05 июня 2019, 15:12

Пунктуальность поневоле. За задержки вылетов авиакомпании будут отвечать своими рейсами

Читать 360 в

За массовые задержки авиакомпании должны нести более серьезную ответственность, вплоть до сокращения летной программы. Такие жесткие меры регулирования рынка предлагает Росавиация. В летний сезон ведомство также советует компаниям заранее резервировать борта, чтобы избежать накладок в расписании. Помогут ли рекомендации улетать пассажирам в срок, разбирался «360».

Полеты в российских аэропортах должны осуществляться без сбоев, а контроль безопасности должен быть усилен, говорится в письме Росавиации к перевозчикам и операторам воздушных гаваней. Особенно авиалиниям следует быть внимательными в период горячего сезона. «С началом школьных летних каникул увеличивается число воздушных перевозок организованных групп детей и сопровождающих их лиц к местам проведения летнего отдыха, экскурсий, спортивных и других мероприятий, что требует повышенного внимания и личной ответственности от всех должностных лиц, задействованных в организации, подготовке и выполнении таких перевозок», — отметили в Росавиации.

Реклама

Вдобавок перевозчик в высокий сезон обязан каждый день мониторить технологический график и оборот воздушных судов. Если борт по каким-либо причинам не готов полету, то перевозчик обязан предоставить резервный самолет. «Авиакомпаниям в целях исключения срывов и задержек рейсов при выполнении пассажирских перевозок, включая чартерных, проводить ежедневный мониторинг технологического графика и оборота ВС с обязательным резервированием ВС», — говорят в Росавиации.

К нарушителям будут применены жесткие санкции, добавляют в ведомстве. Если перевозчик регулярно задерживает свои рейсы, то воздушные власти могут сократить его полетную программу и сузить круг разрешенных полетов. «То есть разрешенных рейсов у перевозчика станет меньше, чтобы он лучше с ними справлялся. К этому высокому сезону Росавиация уже провела зачистку. Чартерные программы полетов формировались „исходя из количества исправных воздушных судов в парке авиакомпаний“», — пояснили «Российской газете» в пресс-службе ведомства.

Непунктуальность перевозчика вкупе с другими причинами действительно может привести к ограничению действия сертификата эксплуатанта, отмечают опрошенные «360» эксперты. Этот документ является основным соглашением, которое разрешает полеты. Чтобы лишиться сертификата, авиакомпания должна задержать или отменить более 20% рейсов в течение месяца без учета срывов рейсов из-за метеоусловий, говорится в Федеральных авиационных правилах (ФАП). «Поэтому предложения и возможные санкции со стороны Росавиации имеют, скорее, превентивный характер. Сомневаюсь, что ведомство действительно начнет сокращать летную программу перевозчиков в принудительном порядке, особенно в летний сезон», — заметил в разговоре с «360» эксперт в области авиации Дмитрий Дрозденко.

Преднамеренные задержки

В прошлом году с задержками рейсов столкнулись 9,3 миллиона россиян, подсчитали специалисты из исследовательской компании AirHelp. Как правило, в 2018-м с отложенными более чем на 15 минут вылетами ежедневно имели дело свыше 25 тысяч пассажиров. Это почти 17% от числа всех выполненных рейсов, говорят аналитики.

Чаще всего в прошлом году затягивались отправления компании «Якутия»: перевозчик задержал 12,5% от общего числа полетов, говорят эксперты Росавиации. Также в топ-5 самых непунктуальных авиалиний попали AZUR Air (7,05%), «Алроса» (6,37%) и «Нордстар» (6,12%). При этом почти всегда в срок улетали лайнеры Utair (задержано 0,82% от общего объема перевозок), «Россия» (0,99%) и «Аэрофлот» (1,06%). Необходимо отметить, что ведомство считает рейс задержанным, если борт вылетел позже, чем через два часа от намеченного времени, и задержка произошла по вине перевозчика.

Примечательно, что наиболее серьезные паузы перед вылетами случались именно в горячий сезон отпусков. К примеру, борт «Саратовских авиалиний» совершил перелет из Даламана (Турция) в Саратов в мае прошлого года с опозданием на 28 часов. Причиной столь серьезной задержки стали технические неполадки. Всех пассажиров разместили на время ожидания в гостиницах.

Похожая ситуация произошла и с российскими туристами в Тунисе. Около 400 пассажиров, отдыхавших по путевке PEGAS Touristik, не могли 13 часов улететь из аэропорта Джербы в Москву. Авиаперевозчик Nordwind неоднократно переносил рейс из-за технических проблем с бортом и в итоге пригнал два резервных лайнера для доставки россиян на родину.

Однако рекорд по задержкам все же побила «Якутия», сотрудники которой в августе прошлого года заставили пассажиров рейса Чита — Якутск ждать в аэропорту вылета на протяжении двух суток. Посадку отменяли четыре раза, из-за чего часть пассажиров просто не попала на борт, когда тот все же вылетел. Любопытно, что компания продолжила задерживать рейсы, несмотря на то, что авиационные власти буквально накануне привлекли ее к административной ответственности. Перевозчик был вынужден заплатить 100 тысяч рублей в виде штрафа.

Задержки в летнее время — это вынужденные издержки в горячий сезон. Чаще всего рейсы осуществляются с опозданием из-за проблем с бортами или долгами перевозчика перед аэропортом, поясняет независимый аналитик Дмитрий Адамидов. «Чартерные перевозки постоянно характеризуются задержками. Это происходит из-за неправильно составленного расписания, накладок в обслуживании наземными службами, а также неблагоприятных метеоусловий. Плюс в летний сезон самолеты работают на пределе, что приводит к большому количеству поломок», — привел примеры собеседник «360».

При этом эксперт не исключает, что регулирование отрасли в ручном режиме, как сейчас это делает Росавиация, может в итоге привести к убыткам перевозчиков. «Компании будут вынуждены искать другие борта, это приведет к дополнительным тратам, что может закончиться серьезными убытками для авиалиний. Поэтому тут надо внимательно и без перегибов осуществлять регулирование, чтобы пассажиры в результате не пострадали», — резюмировал Адамидов.

Реклама

Реклама