facebook_pixel
  • 16 января 2018, 20:23

    От штрафа не скрыться: чем грозит автоматическая проверка полисов ОСАГО

    В ближайшее время в России запустят пилотный проект по автоматической проверке полисов ОСАГО. Госномер машины сверят с базой. Если выяснится, что документ отсутствует, водителю отправится «письмо счастья». Причем это сделает каждая камера, мимо которой проедет машина. «360» разобрался, снизит ли нововведение число недобросовестных воителей и станет ли жизнь автомобилистов проще.

    От штрафа не скрыться: чем грозит автоматическая проверка полисов ОСАГО

    Автоматическая проверка

    В скором времени камеры системы фотовидеофиксации начнут сверять госномера автомобилей с базой страховых компаний. Если сведений о покупке полиса не будет, автовладелец получит постановление об административном правонарушении со штрафом в 800 рублей. Причем штраф «выпишет» каждая камера, мимо которой проедет водитель.

    «Пилотный проект начнется, скорее всего, в Москве, затем расширится на другие города. Сейчас к этому подготавливают IT-системы как МВД, так и Российского союза автостраховщиков», — рассказал «360» глава РСА Игорь Юргенс.

    По данным РСА, средняя стоимость полиса в настоящее время составляет примерно 5,9 тысячи рублей. В то же время численность шоферов, управляющих авто без оформления ОСАГО, превысила миллион человек. И эти люди представляют реальную угрозу оставшимся 48 миллионам водителей с полисами.

    «Ведь добросовестные водители, попав в аварию не по своей вине, рискуют остаться без покрытия ущерба. А те, кто умышленно или случайно купили поддельный полис, рискуют имуществом. Потому что если они станут виновниками ДТП с Bentley, им придется возмещать ущерб в судебном порядке», — пояснил он.

    Недоступные полисы

    Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов объяснил «360», что у инициативы есть как плюсы, так и минусы. Водителей необходимо стимулировать выполнять обязанности по автострахованию. В России насчитывается около пяти миллионов водителей, переставших страховать автоответственность. Это привело к существенному росту аварий, виновниками которых стали граждане без полисов, и пострадавшие вынуждены требовать возмещение ущерба в судебном порядке, что долго и дорого. Поэтому многие стали отказываться от исковых заявлений и ремонтируют машины самостоятельно.

    Но стоит задуматься, почему в России так много водителей, отказывающихся купить полис. Во многих случаях люди просто не могут купить полис. Или могут, приобретя заодно навязанное в обязательном порядке и ненужное страхование жизни или имущества. Получается, что страховые компании сами во многих случаях блокируют приобретение ОСАГО водителями

    — Петр Шкуматов.

    Достаточно сложно оформить полис таксистам, которым документ просто не продают. Эксперт отметил, что если сейчас в Москве начнут в автоматическом режиме штрафовать за отсутствие полисов, то рухнет весь рынок пассажирских перевозок.

    «Таксистам деваться некуда. Они приходят в страховую, а их посылают. Рабочий механизм воздействия на страховщиков отсутствует. Воздействовать можно, лишь пожаловавшись в Центробанк. Но у жалобы есть только один результат — штраф страховщику, причем дней через 30, а не принуждение к продаже полиса», — сказал Шкуматов.

    Как только в России заработает система автоматической проверки ОСАГО, ситуация с отказом в продаже полисов встанет в полный рост. По мнению Шкуматова, и в Москве, но в особенности в регионах уже возникла абсурдная ситуация: страховая не продает полис водителю и тут же его штрафуют за езду без ОСАГО, а эффективных рычагов воздействия на страховщика не существует.

    «До тех пор, пока проблема доступности полисов не будет решена, людей нельзя „хлестать“ за то, в чем они, по сути, не виноваты. Что мешает продавать полисы на сайтах Центробанка, МФЦ или госуслуг? Обязанность покупать полис вменена нам государством. Вот пусть оно и обеспечит нам возможность воспользоваться этой госуслугой», — заключил Шкуматов.

    Лазейка при фиксации

    Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько напомнил, что наказуемым является не факт нахождения за рулем, а управление автомобилем без полиса. Это означает, что если машину во время поездки сфотографировали несколько камер, то и правонарушение совершено несколько раз. В связи с этим возникает некий простор для злоупотреблений. Ведь камеры можно повесить на каждом столбе и выписывать штраф каждые 10 метров.

    Фиксация данного нарушения — вещь довольно спорная. Это связано с тем, что данные купленного полиса далеко не сразу попадают в базу. Так что если вы купили полис и сразу поехали, то не факт, что информация о документе уже попала в реестр. Иногда это происходит только через два-три дня после оформления,

    — Сергей Радько

    Чтобы избежать подобного, необходимо вначале усовершенствовать базу страховщиков. Информация в ней должна обновляться в режиме реального времени, а камеры фиксации столь же оперативно проверять по ней автомобильные номера. В противном случае можно ожидать волны жалоб водителей на выписанный при наличии полиса штраф. Он также не исключил, что киберпреступники могут предложить недобросовестным водителям услугу по внесению недостоверной информации в базу.

    «У нас, к сожалению, нет баз, которые не могут взломать хакеры. Поэтому вполне возможно, что через какое-то время эта услуга будет вполне востребованной», — добавил Радько.

    Чтобы избежать попадания в неприятную ситуацию, автоюрист рекомендовал водителям покупать полисы у проверенных страховщиков в их офисе или на сайте, а не в «непонятных машинах около подразделений ГИБДД». В этом случае есть шанс, что информация о покупке будет максимально оперативно внесена в базу.