15 ноября 2018, 16:32

Противостояние нефтяников и независимых продавцов. Почему в России дорожает топливо

Читать 360tv в

Глава «Роснефти» Игорь Сечин обвинил независимых владельцев АЗС в манипулировании ценами на рынке. По его мнению, главы частные заправочных сетей вступают в сговор и намеренно повышают стоимость топлива для потребителей. Независимые АЗС утверждают, что сами являются перекупщиками, поэтому не могут влиять на ценообразование. Как противостояние нефтяников и владельцев заправок, отразится на цене горючего разбирался «360».

Независимые АЗС контролируют ценообразование на топливном розничном рынке. К таким выводам пришел глава корпорации «Роснефть» Игорь Сечин. По его словам, владельцы заправочных сетей договариваются между собой и повышают цены на горючее.

Реклама

«У нас сложилась конструкция, когда в отдельных регионах формируются монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости. И даже вертикально интегрированные компании в соответствии с антимонопольным законодательством вынуждены подстраиваться», — заявил глава «Роснефти» журналистам.

По оценке «Роснефти», в настоящее время в стране работают 70% вертикально интегрированных компаний и 30% независимых сетей. Именно эта треть продавцов и влияет на конечную стоимость литра бензина, так как их действия поддерживаются со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). «Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство. Значит, вынуждены даже поднимать цену», — объяснил Игорь Сечин.

В качестве примера формирования розничной стоимости горючего в стране, он рассказал о ситуации в одном из регионов, где «Роснефть» владеет шестью заправками. По его словам, есть две монопольные структуры, которые диктуют цены, а также еще десяток посредников с различными названиями, но с тем же собственником, что и в сетях. «То есть это цепочка посреднических структур, которые формируют цену и транслируют ее уже на сети. Это одно слово — коррупция», — считает глава «Роснефти».

Торги в минус

Впрочем, представители независимых заправочных сетей называют выводы «Роснефти» «не соответствующими действительности». По словам президента независимого топливного союза (НТС) Павла Баженова, владельцы частных АЗС не могут влиять на цену, поскольку сами являются перекупщиками сырья. «По сути, независимые заправки являются магазинами по продаже топлива: у нас есть оптовая цена, которую нам диктует производитель, а розничная — регулируется рынком. Если мы поставим цену выше — потеряем клиентов», — заметил собеседник «360».

При этом торговать топливом по более высокой цене, чем есть у вертикально интегрированной компании в принципе невозможно. «Люди и так выберут брендовую заправку, если она будет находиться рядом с независимой, поэтому привлечь клиентов мы стараемся как раз низкой ценой. Иными словами, на рост цены в рознице влияют только оптовые котировки», — отметил Баженов.

Между тем в сентябре оптовые производители бензина повысили цену на свою продукцию сразу на 10%, следует из отчета Росстата. Одновременно увеличились отпускные цены и на другие виды нефтепродуктов. В частности, арктическое дизтопливо подорожало за месяц на 7,6%. Стоимость сжиженных пропана и бутана, используемых в качестве газомоторного топлива, поднялась на 7%. За последнюю неделю октября для оптовиков стоимость АИ-92 выросла на 216 рублей за тонну и превысила отметку в 50 тысяч рублей. Цена АИ-95 увеличилась на 201 рубль за тонну — до 56,5 тысячи рублей.

«Сейчас независимые АЗС покупают топливо на специальных биржах, где оптовики продают товар исходя из объемов спроса и предложения. Также есть мелкооптовые цены для покупателей, которые берут сырье с нефтебаз. Эти цены были заморожены властями, причем заморозили их на пике роста. А розница может накинуть на эту стоимость не более 4%, что с трудом покрывает издержки на логистику и побочные расходы», — заметил Павел Баженов.

Частники без горючего

В понедельник, 12 ноября, правительство и крупнейшие нефтяные компании («Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и др.) подписали соглашение о заморозке цен на топливо на уровне июня 2018 года. Соглашение также предписывает нефтяникам как минимум на 3% увеличить поставки бензина и дизтоплива на рынок относительно уровня прошлого года, а также обеспечить топливом независимые сети АЗС.

На подобные меры правительство пошло на фоне второго за год резкого подорожания топлива на АЗС. Первый раз цены на бензин подскочили весной. К середине апреля розничная цена на бензин превысила 40 рублей, а к началу июня — уже 43 рубля. В целом с января по июнь бензин в рознице подорожал на 9 — 10%.

Несмотря на заключенные договоренности, независимые сети АЗС все еще жалуются на дефицит топлива. По их словам, нефтяные трейдеры придерживают топливо, отправляя их храниться на нефтебазы вместо того, чтобы осуществлять поставки частным компаниям. Особенно от нехватки топлива страдают владельцы заправок в Восточной Сибири.

Как рассказала «360» глава независимой сети АЗС «Техас» в Красноярском крае Людмила Коротченко, купить необходимый объем сырья фактически стало невозможно. «После того как правительство заморозило цены, трейдеры перестали выполнять свои обязательства в полном объеме. К примеру, в ходе сегодняшних торгов мы не смогли купить ни одного литра топлива. В итоге мы распродаем товар с наших хранилищ и практически можем сложить свой бизнес на обочину», — говорит собеседница «360». Похожая ситуация складывается также в Иркутске, Чите, Красноярске и Алтайском крае.

Отсутствие достаточного количества топлива уже привело к быстрому удорожанию горючего в стране. Так, на Сахалине , по сообщениям местных СМИ, зимнее дизтопливо взлетело сразу на два рубля за литр. Похожа ситуация наблюдается и в Чите: там стоимость дизеля выросла за последнюю неделю на 1,6% и перешагнула отметку в 52 рубля за литр. На уфимских АЗС с 13 ноября также подорожало дизтопливо, причем на некоторых АЗС прирост составил сразу два рубля. на дизельное топливо.

Реклама

Реклама