03 апреля 2019, 15:11

Пропиской не вышли. Почему Росавиация не допускает к полетам самолеты Boeing и Airbus

Читать 360tv в

Росавиация ужесточила требования для возрастных иностранных бортов. Ведомство уже приостанавливало на некоторое время полеты трех воздушных судов производства Boeing и Airbus, ссылаясь на их небезопасность. На деле чиновники пытаются принудить таким способом перевозчиков регистрировать самолеты в России и делать выбор в пользу отечественных судов, уверены участники рынка. Как споры авиалиний и регулятора могут отразиться на пассажирах, разбирался «360».

Росавиация остановила эксплуатацию трех бортов. Ограничения коснулись двух авиакомпаний: Nordwind и Azur Air. Первой ведомство запретило использовать на своих маршрутах один Boeing-777 и один Airbus-A330, а второй — один Boeing-777, сообщает «Коммерсант».

Реклама

Как рассказали изданию, запрет связан с недавней проверкой этих судов, в ходе которой были найдены нарушения. Так, сотрудники ведомства указывают на то, что на Boeing-777, эксплуатируемый Azur Air, было установлено аварийно-спасательное оборудование, не соответствующее стандартам безопасности. «Также были выявлены несоответствия конструкции судна типовой конструкции, сертифицированной в РФ, связанные с изменением компоновки салона для увеличения вместимости в ущерб комфортабельности перевозок», — подчеркнули в ведомстве.

Однако представители авиакомпании заявили в разговоре с «360», что проблема с этим уже решена. «Да, были некоторые сложности по внесению второго самолета Boeing 777-300ER в сертификат эксплуатанта. Но начиная с 7 марта самолет успешно выполняет рейсы и перевозит пассажиров. Это прекрасная машина с совершенно новым салоном, в котором установлены новые кресла эконом- и бизнес-класса с установленной в спинки кресел системой развлечений», — отметили в пресс-службе Azur Air.

«360» отправил запрос в Nordwind, но к моменту написания материала получить оперативный комментарий от перевозчика не удалось.

Иностранное базирование

В Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) подобные действия ведомства называют нарушением международных обязательств. По словам заместителя исполнительного директора ассоциации Бориса Шокурова, текущая ситуация противоречит требованиям ICAO, что вынудило организацию отправить письмо министру транспорта Евгению Дитриху с просьбой разобраться в ней.

«По условиям Чикагской конвенции Россия имеет ряд обязательств перед международными партнерами. К примеру, действия Росавиации противоречат статье 83 bis, которая касается вопроса поддержания летной годности эксплуатируемых судов. Дело в том, что за безопасность и отзыв самолета в случае неполадок отвечает страна, где борт был зарегистрирован. Поэтому наше ведомство, по сути, не имело права этого делать», — подчеркнул собеседник «360».

По данным АЭВТ, российские авиалинии примерно 95% перевозок проводят на иностранных самолетах, которые находятся в лизинге. В 2018 году отечественные авиакомпании эксплуатировали свыше 700 бортов иностранного производства, зарегистрированных за территорией РФ.

Чаще всего воздушные суда ставят на учет на Бермудских островах и в Ирландии. Выбор этих локаций российскими перевозчиками неслучаен: РФ заключила с ними соглашение о поддержании летной годности. То есть российская сторона признает, что техническое обслуживание, которое здесь проводится, соответствует ее стандартам, поясняют опрошенные «360» эксперты.

Сложившаяся тенденция обусловлена тем, что авиаперевозчики не хотят регистрировать взятые в лизинг самолеты в российском реестре, отметил в беседе с «360» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. По его словам, условия на тех же Бермудах являются более привлекательными для владельцев летных бортов.

«Нормы летной годности на Бермудах практически под копирку списаны с норм, принятых в ЕС и США. В свою очередь, российские нормы летной годности отличаются, в том числе и в плане налогообложения. Иностранные перевозчики хотят получать прибыль и не хотят вникать в новые условия. Вдобавок регистрация у нас самолета, как правило, занимает больше времени, чем за рубежом, что также негативно сказывается на дивидендах владельцев судов», — объяснил эксперт.

К тому же, продвигая запреты на полеты на иностранных судах, Росавиация пытается расчистить дорогу для отечественных производителей, добавляет эксперт. «Сейчас у нас в активную фазу входит работа над проектом гражданского самолета МС-21, который развивается, несмотря на санкционное давление со стороны США. Также они хотят поспособствовать продвижению Sukhoi Superjet 100 на российском рынке и подтолкнуть отечественных перевозчиков к использованию именно наших самолетов, а не иностранных судов. По сути, столь „тщательными“ проверками ведомство хочет показать зарубежным производителям, что им не стоит в будущем рассчитывать на российское небо», — заключил Адамидов.

Между тем российские транспортные власти уже не первый раз отзывают летные документы на иностранные борта. Так, летом прошлого года Минтранс запретил авиакомпании «Якутия» эксплуатировать Boeing-737, которым по документам владела американская фирма Fortress. Тогда ведомство посчитало самолет 20-летней давности слишком старым и небезопасным для перевозок пассажиров.

Реклама

Реклама