• Летом в магазинах России хотят запустить продуктовый «светофор». Он поможет найти полезную еду

    Уже этим летом продукты в российских магазинах могут получить маркировку по системе «светофор». На товары будут наносить цветные метки в зависимости от их состава и пользы. Подобную ЗОЖ‐инициативу, разработанную Минздравом РФ, поддержали уже 82% россиян. Как новое деление продуктов на полках супермаркета повлияет не только на здоровье покупателей, но и на их кошельки, разбирался «360».
    Летом в магазинах России хотят запустить продуктовый «светофор». Он поможет найти полезную еду

    Уже этим летом в России стартует добровольная маркировка продуктов питания по типу «светофор», рассказали ТАСС в пресс-службе Роспотребнадзора. В соответствии с новой методикой товары распределят на три категории в зависимости от содержания в них соли, жиров и сахара. Речь идет о хлебных, мясных, рыбных и молочных продуктах, овощных и фруктовых консервах, соках и кондитерских изделиях.

    В первую «зеленую» группу попадут полезные продукты — овощи, замороженное мясо, рыба и птица. В «желтый» подраздел включат полуфабрикаты, соки и другие продукты, при изготовлении которых используют консервирующие вещества. При этом в «красную» зону самых неполезных продуктов отнесут продукты с высоким содержанием сахара — кондитерские изделия, сладкую газировку и шоколад.

    Для ряда товаров российские власти ввели продуктовую «амнистию». В список не попали сахар-рафинад, растительное и сливочное масло, сало-шпик и ряд других продуктов с простым составом. Кроме того, цветная маркировка не коснется бутилированной воды, безалкогольных напитков с подсластителями, различных специй и приправ, а также жевательной резинки.

    Пилотный проект здорового питания для россиян был разработан Минздравом РФ. Разноцветная градация поможет покупателю сделать осознанный выбор при покупке продовольственных товаров, считают в ведомстве. В результате формировать здоровый рацион станет проще, что в перспективе снизит в России количество заболеваний, вызванных неправильным питанием.

    Подобные «метки полезности» могут привлечь внимание покупателей, однако у некоторых категорий граждан маркировка может вызвать раздражение, отметил в беседе с «360» член Ассоциации брендинговых компаний России, маркетолог Алексей Муразанов. По его словам, следовать новой маркировке будут не более 15% россиян.

    Инициатива, безусловно, хорошая, однако реальной пользы от нее будет мало. Дело не в том, что россияне не знают, как вести здоровый рацион питания, а в том, что у них на это не хватает финансовых средств. В результате упаковка, на который стоит значок «неполезности», будет лишь вызывать раздражение у покупателей и лишний раз напоминать о низком уровне доходов. При этом наш мозг устроен таким образом, что мы все равно готовы прощать себе какие-либо слабости в отношении вкусных, но вредных продуктов

    — Алексей Муразанов.

    На конечной стоимости продуктов нововведение отразится несильно. «Маркировка потребует затрат для производителей, но они вряд ли переложат издержки на покупателей. В продуктовом сегменте и так сейчас наблюдается жесткая конкуренция за потребителя, поэтому роста цен по этой причине не будет», — уверен собеседник «360».

    Деньги на здоровье

    Летом в магазинах России хотят запустить продуктовый «светофор». Он поможет найти полезную еду | Изображение 1Источник фото: РИА «Новости»/Максим Блинов

    Несмотря на скепсис маркетолога, россияне готовы платить за здоровое будущее. По данным последнего опроса ВЦИОМ, 82% россиян поддерживают введение «светофорной» маркировки. На нее готовы ориентироваться в основном женщины и пенсионеры (83% респондентов). Между тем мужчины и молодое поколение до 24 лет скептически относятся к инициативе Они рассказали, что вряд ли будут обращать внимание на «полезную» маркировку.

    Именно сильный пол чаще всего страдает от ожирения и хронических заболеваний, связанных с неправильным питанием. За последнее время число мужчин с ожирением в России превысило 25%, в то время как еще в 2003 году этот показатель был в три раза меньше. По оценке Минздрава, в период с 2003 по 2013 годы процент мужчин, страдающих ожирением, вырос с 8,7% до 26,7%. При этом лишний вес не только негативно сказывается на внешнем виде представителей сильного пола, но и приводит к артериальной гипертензии, которая может существенно сократить продолжительность жизни.

    Новая маркировка поможет россиянам правильно выбирать продукты, что приведет к общему оздоровлению нации, подчеркнула в разговоре с «360» врач-диетолог Маргарита Королева. По ее мнению, эта инициатива позволит снизить число хронических заболеваний, причинами которых зачастую является несбалансированный рацион.

    Маркировка должна заставить покупателей читать состав продуктов, которые они кладут в свои корзины, и позволит сделать выбор в пользу здорового питания. В первую очередь, такие метки станут хорошим ориентиром для молодого поколения, следящего за качеством и пользой еды, а также для людей с хроническими заболеваниями или ожирением, которым иногда бывает трудно досконально разобраться в составе продукта

    — Маргарита Королева.

    Практика маркировки продуктов питания в зависимости от их пользы существует в США и некоторых странах Евросоюза. В частности, еду маркируют в соседней Финляндии. Там существует градация продуктов по уровню содержащиеся в них соли. Программа уже дала позитивные результаты — за 30 лет потребление соли среди населения снизилось более чем в два раза.