21 марта 2019, 14:02

Проблемы современных художников. Можно ли их победить, раздеваясь до трусов в Третьяковке

Читать 360tv в

20 марта группа российских художников устроила перформанс в Третьяковской галерее. Один из них полуобнаженным прогулялся по залам. Другие оставили в галерее свои картины и скульптуры. «360» узнал у других художников-акционистов, какие проблемы переживает современное искусство и можно ли с ними бороться такими методами.

20 марта один из посетителей Третьяковки разделся до трусов — во Врубелевском зале музея. Тело акциониста было покрыто золотой краской и рунами. Мужчина в красных стрингах попозировал у картины «Принцесса Греза», затем прошел по нескольким залам и беспрепятственно покинул галерею. Сейчас его разыскивает полиция.

«20 марта в Третьяковской галерее, в зале Врубеля, в Лаврушинском переулке был проведен несанкционированный перформанс неких „современных художников“, в рамках которого был осуществлен проход по залам полуобнаженного мужчины», — сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе музея.

После завершения перформанса сотрудники учреждения обнаружили несколько подарков от участников акции «Золотой теленок». Ими оказались художники Максим Терехов, Александр Сталинский, Евгения Ромодина, Юлия Важова и Юлия Лаприди. Одна из них оставила галерее копию своей картины, пишет РЕН ТВ.

«У меня есть работа „Уткодрон“, которую я нарисовала, как раз когда у „Почты России“ была история с дроном. Почему бы и нет? Почему мы не можем подарить свои работы, свои шедевры Третьяковской галерее? Там тем более иногда воруют, поэтому мы решили свои добавить», — рассказала Ромодина.

Навязчивое искусство

Александр Сталинский пояснил «360», что перформанс стал акцией навязчивого дарения искусства обществу. А краска и руны на теле участника символизировали статую, установленную в Третьяковской галерее.

«Мы привлекаем внимание к тому, что существует такая форма искусства, как навязчивая. И мы ее навязали в этот раз — так тоже можно это понять», — заявил художник, уточнив, что в полицию для объяснений никого из акционистов не вызывали.

Другие организаторы представления пояснили, что не преследовали никаких политических целей, а пытались привлечь внимание к проблемам современных художников.

«К тому, почему они не выставляются. Почему их не ищут. Почему их не поддерживают в полном плане. Ищите современных художников, или они найдут вас сами. Постарались с максимальным уважением. Все было продуманно, чтобы не задеть ничьих чувств, ничего не испортить. Если посмотреть на видео, никого это не огорчило, всех только улыбнуло», — пояснил свою позицию Терехов.

Мягкая интересная акция

Художник, автор перформансов и цикла «Офисный планктон» Алек Петук подтвердил «360», что искусство в России переживает кризис — его практически нет. Современным, особенно молодым художникам сложно следовать своему призванию и зарабатывать, исключительно продавая свои работы.

«Я работаю в „Пятерочке“, на кассе. Я не могу зарабатывать своим искусством, не могу стать профессионалом и заниматься только искусством. Ситуация кризисная. У нас всего десяток профессионалов в искусстве, остальным приходится зарабатывать в каких-то других областях», — пояснил художник.

Однако, по его мнению, заявленный манифест акции — проблемы современного искусства — присутствует в перформансе лишь на словах. Само же действо, которое он счел, безусловно, интересным, носит «отстраняющий характер» с очень мягким воздействием на зрителя.

«Это очень неагрессивная акция. Складывается такое ощущение, что акционист просто прогуливается по залам, рассматривает картины, а затем растворяется в толпе. И в этом смысле акция производит очень мягкое воздействие. Я думаю, главное здесь — это отстранение. Между зрителями-посетителями прогуливается почти голый мужчина, а они не обращают на него внимания», — сказал Петук.

Художник не исключил, что очевидцы акции не отреагировали на участника потому, что не было охраны. Вероятнее всего, люди решили, что это какой-то организованный перформанс. Хотя, в отличие от других проявлений позднего российского акционизма, когда «акции бьют по голове и приводят к бурным общественным дискуссиям», вчерашний перформанс был неагрессивным.

«Акция не заострена, но скандальна. Для какого-то дебюта или очередной работы — неплохая работа. Но нужно продолжать», — подытожил Петук.

Нужны не акции, а образование

Пионер московского акционизма, художник Анатолий Осмоловский, напротив, скептически отнесся к действу в Третьяковке. По его мнению, перформанс молодых художников был недостаточно продуманным. В то же время он отметил, что в России современное искусство переживает не лучшие времена.

«Очень большая проблема с искусством в смысле его общественной значимости, которая в России чрезвычайно понижена. Общая атмосфера не способствует искусству. Этим можно объяснить поведение художников, которые заявляют, что хотят привлечь к нему внимание. Хотя на самом деле хотят привлечь его к себе, такая вот скандальная деятельность», — пояснил Осмоловский «360».

Молодым и талантливым художникам дороги нет, заявил он, российское общество «амузейное», то есть нечувствительное к искусству. Однако Осмоловский не уверен, что такие акции могут изменить ситуацию к лучшему. Подобные перформансы устраивались и 10, и 20 лет назад. Он подчеркнул, что для развития искусства в России, необходимо уделять ему больше внимания и повышать качество художественного образования.

«Я поддерживаю повышение качества образования в современном искусстве. А такие акции человек образованный проводить не будет. Он сделает их более изощренными, качественными и фантазийными», — заключил Осмоловский.

Реклама

Реклама