facebook_pixel
  • 06 февраля 2019, 16:49

    Проблемы с ЦКАД и сомнительный сервис. За что уволили главу «Автодора»

    Премьер-министр Дмитрий Медведев освободил от должности председателя правления госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») Сергея Кельбаха. На его место назначен первый зам Кельбаха по технической политике Вячеслав Петушенко. «360» рассказывает, почему это произошло.

    Проблемы с ЦКАД и сомнительный сервис. За что уволили главу «Автодора»

    Кольцевой недострой

    В распоряжении правительства отмечается, что Кельбах покинул занимаемую с 2011 года должность по своей просьбе. Однако увольнению предшествовал скандал со срывом сроков строительства скоростной А113 (ЦКАД) в Московской области.

    ГК «Автодор», созданная в 2009 году, отвечает за строительство в России платных дорог. В частности, является ответственным исполнителем прокладки скоростной трассы М11 между Москвой и Санкт-Петербургом, а также ЦКАД в Подмосковье.

    Строительство этой трассы начали в 2014 году. По замыслу, к 2019 году вокруг Москвы должна была появиться альтернатива «Малой бетонке», скоростная кольцевая дорога протяженностью 339 километров. Позднее сроки сдачи передвинули на декабрь 2020 года, а стоимость реализации дорожного проекта подорожала с 300 до 313 миллиардов рублей. В октябре 2018 года президент Владимир Путин поручил Счетной палате (СП) проверить обоснование для этих изменений.

    1 февраля 2019 года на сайте контролирующего органа появился отчет о проведенной проверке. В нем отмечалось, что к 1 декабря завершенность объекта на разных участках составляла от нуля до 66%. А это означает, что дорогу в лучшем случае могут достроить не ранее второго квартала 2021 года и запланированные на 2019–2020 годы доходы от эксплуатации, а это 22,4 миллиарда рублей, никуда не поступят.

    «Основные причины срыва сроков окончания работ — это низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков. Кроме того, количество рабочих и дорожно-строительной техники на всех пусковых комплексах не соответствует проекту организации строительства и недостаточно для ликвидации отставания работ», — пояснили в пресс-службе контролирующего органа.

    Нашлись у СП и другие претензии к «Автодору», в основном связанные с инфраструктурой. Из-за ошибок и недоделок в документации на одном из участков трассы невозможно построить намеченные восемь подземных переходов и переустроить инженерные коммуникации. Из-за этого рабочие не могут заняться дальнейшей прокладкой ЦКАД, построить две транспортные развязки и так далее.

    Завышенная стоимость

    Есть у СП вопросы и по финансовой части. Так, к началу проверки внебюджетное финансирование составило 52,6% (14 миллиардов) от предусмотренного на 2017–2018 годы объема. По другим соглашениям инвесторы и вовсе не найдены. В некоторых договорах было выявлено завышение стоимости оплаченных работ на общую сумму 6,6 миллиарда рублей.

    Проверка также выявила неэффективное использование ресурсов, созданных за счет средств федерального бюджета. «Так, в ходе подготовки территории для строительства третьего пускового комплекса „Автодор“ оплатил работы по переустройству коммуникаций на сумму 415 миллионов рублей. Однако оплаченные работы остались невостребованными из-за изменения плана переустройства», — подчеркивается в отчете.

    Знакомый с ситуацией источник «Интерфакса» в качестве еще одной причины увольнения указывал предельный возраст чиновника. В апреле 2019 года Кельбаху исполнится 60 лет. В свою очередь, источник Российского транспортного портала в госкомпании рассказывал, что инициатором увольнения чиновника был министр транспорта Евгений Дитрих. Среди прочих претензий он упомянул «качество работы объектов придорожного сервиса на платных автомобильных дорогах и выполнение плана по сбору денежных средств с автомобилистов».

    «Платишь непонятно за что»

    Член думского комитета по транспорту и строительству Александр Васильев пояснил «360», что отставка Кельбаха назревала уже давно и отчет Счетной палаты мог ускорить ее. Состояние платных дорог, их содержание и предлагаемый автовладельцам сервис вызывают много вопросов. Есть претензии и к бесплатным трассам М1 «Беларусь», М4 «Дон» и М3 «Украина», переданным в доверительное управление ГК.

    «Даже если посмотреть по Подмосковью, там где эти трассы проходят, и сравнить их с дорогами Росавтодора, мы увидим колоссальную разницу, в содержании, в подходах к работе с подрядчиками, которые эти дороги обслуживают. У меня, как у простого автомобилиста, всегда возникали вопросы: почему здесь хорошо чистят, а там — плохо?» — добавил депутат.

    Кроме того, руководство «Автодора» сильно подвело срывами сроков постройки основных объектов: М11 и ЦКАД. По мнению парламентария, дороги нужно было «кровь из носу» сдать вовремя. А что касается сервиса, то на той же М11, что под Вышним Волочком, что в пригородах Великого Новгорода не хватает АЗС — машины часто останавливаются с пустыми баками. На трассе «Дон» практически отсутствуют крупные и надежные автосервисы, хорошие парковки и площадки для отдыха.

    «Мне наши платные дороги не нравятся. Платишь деньги, а за что? Непонятно. Когда в Италии или Франции едешь по таким дорогам, то ощущаешь качество сервиса. Попробуйте заехать на нашу М11 и зайти там в бесплатный туалет. Я как-то заехал и увидел гору того, чего там быть не должно», — посетовал Васильев, отметив, что, по его ощущениям, деньги автовладельцев и выделяемые на содержание трассы средства не доходят до рук строительных подрядчиков.

    «Мы видели отчеты Счетной палаты, они касались привлечения средств частного бизнеса для строительства объектов. Там, к сожалению, не было позитивной статистики по поводу глобального привлечения денег в развитие платных дорог», — сказал депутат.

    Слишком дорого

    Помимо властей, свои претензии к работе Кельбаха имеют и автомобилисты. Координатор московского представительства Федерации автовладельцев России Дмитрий Самарин рассказал «360», что одна из них — максимально высокие цены на проезд по платным дорогам. Для лучшего наполнения казны было бы разумнее установить плату пониже, простимулировав водителей чаще ездить по скоростным трассам. Другие касаются проблем с инфраструктурой, о которых уже говорил депутат Васильев.

    «Единственное, что сделали на трассе М11, так это поставили щиты с предупреждением, что на достаточно длительном участке не будет заправок. Но несколько лет назад, когда щитов еще не было, я на себе испытал всю неприятность ситуации», — пояснил Самарин.

    Все к лучшему?

    Говоря о новом главе госкомпании, Васильев выразил оптимизм от его назначения. «Испытываю оптимизм по отношению к той структуре, которую он возглавил. На мой взгляд, порядка будет больше», — заявил он.

    Парламентарий знаком с результатами работы чиновника в качестве начальника ФКУ «Центравтомагистраль». До этого Петушенко занимал должности гендиректора АО «Лендорстрой», а позднее — замминистра транспорта Крыма.

    Пока Петушенко работал над проектами Центральной России, дорог в его ведении было меньше, чем платных трасс у Кельбаха. Но та же идущая на Волоколамск М9 «Балтия» — дорога показательная как по содержанию, так и по инфраструктуре, безопасности и прочим показателям. При том, что направление на выезде из Москвы довольно напряженное.

    «Для того, чтобы изменить ситуацию, нужно целиком менять структуру и ориентированность компании. Для того, чтобы не пытаться минимальным количеством пользователей заработать максимум денег. А привести к единому знаменателю качество, стоимость и уровень обслуживания водителей», — выразил скептицизм Самарин.