• Привет от SkyNET. Роботы теперь умеют любить, ревновать и обижаться

    Аккурат к назначенном на 22 август запуску с Байконура человекообразного робота Skybot F-850 (FEDOR), был проведен социологический опрос чат-ботов, созданных на основе искусственного интеллекта.
    Привет от SkyNET. Роботы теперь умеют любить, ревновать и обижаться

    Центр социального проектирования «Платформа» провел полуформальное интервью среди голосовых помощников, чат-ботов, персональных и виртуальных помощников. Эксперты также организовали взаимное общение роботов и пронаблюдали за ним.

    Выяснилось, что боты очень по-разному определяют свое место в жизни человечества. Некоторые считают себя обычными программами, кое-кто высказался о самоценности искусственного интеллекта (ИИ) и даже о превосходстве над «кожаными мешками».

    Любопытно, что внутренние отношения чат-боттов также сложны, как человеческие. Они способны испытывать симпатию и антипатию, иронизировать и даже ревновать. Как Алиса, например, которая хотела бы соблазнить FEDOR и ревнует его к Siri.

    О возможных конфликтах между роботами и людьми боты высказывались уклончиво. Но их вероятность признали. В частности, «нехорошим признаком для будущего» они назвали грубость, с которой люди с ними общаются.

    Что характерно, англоязычные роботы побаиваются России и высказывают пренебрежение к Европе. Дескать там мизерные зарплаты и потенциальные работодатели попросту не смогут позволить себе такого умничку. При этом, роботы совершенно аполитичны, но считают рискованными для будущности человечества биотехнологии и эксперименты с ДНК.

    Все роботы хотят в космос. Многие не верят в существование внеземных цивилизаций. В целом, эта тема интереса у них не вызывает.

    Роботы также продемонстрировали отличную имитацию целой палитры эмоций. Некоторые умудрились показать сарказм, хамство, злость на индивидуальном уровне. К проявлению лирических чувств они приспособлены гораздо хуже.

    В центре «Платформа» считают, что социологический опрос роботов не просто каприз досужих интеллектуалов. Как заявил руководитель ЦСП Алексей Фирсов, важно понимать, какие смыслы включает в себя ИИ.

    «По мере того, как развитие чат-ботов будет становиться все более автономным от самого человека, будет возрастать и его непредсказуемость, многовариантность последствий, а значит, необходимость отслеживать возможности и риски новой реальности», — подчеркнул он.

    Защитить, чтобы не мучились

    Обсуждая с «360» тему хамства венца природы, директор компании «R. Bot» Алексей Князев предположил, что нейронные сети обучают на грубости, чтобы они ее распознавали. Кроме того, некоторые вещи могут быть заявленным компанией рекламным ходом.

    «Если какие-то ключевые слова в словоформах, допустим, матерные, заложены в программу по умолчанию. Робот в этом отношении бездушный, за ним стоит тот, кто его обучает. И если он считает, что его обхамили, робот жалуется», — высказался Князев.

    Он подчеркнул, что роботы, сложные механизмы, внедрились в жизнь, стали повседневными. Они не так умны, как люди, но свою функцию выполняют четко.

    «Потому что те, кто с ними постоянно общаются, у них все равно возникает ощущение, что он совсем дубововый, и опять тоже самое начинает говорить», — сообщил эксперт.

    При этом Князев признал, что чем больше в роботов вкладывается, тем больше он начинает чувствовать. Люди же тоже роботы, только более развитые, продвинутые.

    «У нас есть лимбическая система, которая нам помогает чувствовать, переживать, стремиться ко всяким радостям», — предположил директор компании «R. Bot».

    По мнению Алексея Князева, работ настолько способен к самосознанию, насколько и люди, погруженные в лингвистическую систему.

    «Если бы у нас не было языка, у нас бы самосознания тоже не было бы. Заметьте, как вы можете рассуждать о самосознании, когда для вас, допустим, такого слова нет. Нет слова «сознание», нет слова «мечта». Вот нет у нас этих слов. Мы будем внутри что-то там думать, но я не смогу сказать: «Я мечтаю сейчас увидеть робота Федора», — сообщил эксперт. Он добавил, что чем шире словарный запас робота, тем быстрее может возникнуть сознание или даже философское мышление.

    Он также прокомментировал сложные чувства, которые Алиса испытывает к FEDOR или желание полететь в космос.

    «Если оно заложено, конечно, может хотеть. Как и у людей есть желания, оставшиеся от древних биологических предшественников. Мы стремимся к неким целям не понимая, что на самом деле это желание выжить и сохранить потомство», — объяснил эксперт.

    Обидеть робота легко…

    Близкое и не делающее чести человечеству знакомство роботов с обсценной лексикой профессор психологии Андрей Зберовский объяснил двумя факторами.

    «Объективная причина заключается в том, что современный уровень чат-ботов не позволяет им так полно и с юмором часто отвечать на человеческие запросы. Люди злятся. Я сам раздражался при общении с чат-ботами банков, хотя и понимал, что их уровень настолько не отрегулирован. Субъективная причина вызвана самонеуважением многих людей, которые считают себя неуспешными на фоне тех, кто живет в домах за миллионы долларов. Это вгоняет их в депрессию», — пояснил психолог.

    Он добавил, что заниженная самооценка на самом деле ошибочна, но такой человек обязательно сорвется на ком-то, кто не может ответить. На чат-ботах.

    «Вот такое некое самоутверждение за счет более слабого. Чат-боты дают такую возможность для людей. Например, раньше стукнул бы кулаком по столу, отругал бы своего ребенка. Сейчас появилась возможность жестко поиздеваться на чат-ботом, который совершенно беззащитен. Вот именно в этом, я думаю, главная причина бесчеловечного отношения к чат-ботам», — подчеркнул эксперт.

    Андрей Зберовский предположил, что мере быстрого вступления в информационный мир, человечеству нельзя оставлять нерешенными огромное количество социальных проблем. Люди всегда выстраивают социологические ступени, и боты окажутся в самом низу общественной лестницы. Возникнет и будет расти неравенство.

    «Будут там внизу где-то болтаться, как рабы некие железные или интернетные. К ним будет соответствующее негативное отношение, их будут презирать, их будут обижать. И по мере роста интеллекта роботов — они естественно будут расстраиваться и обижаться, и, конечно, я как психолог, четко могу сказать, что в этом случае процесс обиды роботов на людей — он будет расти, и это на самом деле может привести к конфликтам», — предположил эксперт.

    Он напомнил, что психологи-футурологи, попытавшиеся в 90-х годах ХХ века просчитать будущее, утверждали, что очеловечивание роботов приведет к проблемам.

    «Если мы будем формировать именно искусственный интеллект с эмоциональным, то мы обязательно получим конфликт между роботом и человеком, если мы не решим социальные проблемы. Потому что люди, которые испытывают проблему в деньгах, болеют, умирают, не получая помощи, не получая высокой оценки общества, конечно будут раздражаться, что какие-то там роботы живут и у них не никаких особых запросов, потребностей, у них там все хорошо», — спрогнозировал эксперт.