• Пример работоспособности, определявший судьбы других. Россия потеряла актера Сергея Юрского

    8 февраля на 84-м году жизни скончался советский и российский актер и режиссер Сергей Юрский. За свою карьеру он сыграл десятки ролей в кино и театре. Но наиболее запомнился зрителям как харизматичный Остап Бендер из «Золотого теленка», Иван Груздев из фильма «Место встречи изменить нельзя» и дядя Митя из киноленты «Любовь и голуби».
    Следующая новость
    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/02/27334_1550575253_0_0_2545_1431_600x0_80_0_0_b1ef60be32f2cf8773730ac6aef677ca.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»/Екатерина Чеснокова

    Сергей Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде. Его отцом был художественный руководитель столичного Цирка на Цветном бульваре Юрий Юрский, который позднее руководил Ленконцертом. Мать Евгения Юрская-Романова трудилась музыкальным педагогом.

    Юрский блестяще учился в школе, окончив ее с золотой медалью. Его даже приняли без экзаменов на юрфак Ленинградского университета имени Жданова. Во время учебы Юрский поучаствовал в нескольких театральных постановках студенческой студии, что и определило его судьбу. На третьем курсе будущий артист поступил в Ленинградский театральный институт имени Островского. После двух лет обучения его пригласили в Большой драмтеатр имени Горького.

    В середине 1960-х стал одним из ведущих актеров труппы режиссера Георгия Товстоногова и начал появляться на киноэкранах. Известность принесли роли Викниксора («Республика ШКИД», 1966 год) и Остапа Бендера («Золотой теленок», 1968 год). Уже позднее были не менее яркие роли тяжелого и нервного Ивана Груздева («Место встречи изменить нельзя»), простоватого выпивохи дяди Мити («Любовь и голуби»), тревожащегося за сына Василия Ивановича Базарова («Отцы и дети») и другие. В 1974 году Юрский и сам выступил в качестве режиссера, представив публике дебютный спектакль «Мольер» по роману Михаила Булгакова.

    В 1978 году, переехав в Москву, стал актером Театра имени Моссовета. В 1990-м Юрский дебютировал как кинорежиссер, сняв испано-советскую драму «Чернов/Chernov». Сергей Юрский писал пьесы и прозу под псевдонимом Вацетис, участвовал в телеспектаклях и озвучивал киноперсонажей. Кстати, мало кто знает, но артист был одним из лучших отечественных чтецов классических и современных авторов.

    В 1967 году Юрскому присвоили звание заслуженного, а спустя 20 лет — народного артиста РСФСР. В 1991-м получил премию «Кинотавр», позднее — премии президента РФ в области литературы и искусства, правительства России и другие. Награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней, медалью Пушкина и нагрудным знаком Минкультуры России.

    Свои соболезнования родным и близким Юрского выразили политики, деятели культуры, журналисты и поклонники таланта артиста.

    «Очередная невосполнимая потеря. Умер народный артист России Сергей Юрский. Уходит поколение великих. Светлая память блистательному артисту!» — написал худрук театра «Антрэ» Игорь Зосименко.

    Председатель Совфеда Валентина Матвиенко отметила, что Юрский был беззаветно предан профессии и даже спустя годы его герои будут любимы зрителями. Его кончина — невосполнимая утрата для культурной жизни страны.

    «Мы навсегда запомним Сергея Юрьевича как замечательного, искреннего и доброго человека, талантливого актера и режиссера, который был беззаветно предан своей профессии и своим зрителям до последнего дня», — цитирует ТАСС слова Матвиенко.

    Зампредседателя думского комитета по культуре актриса Елена Драпеко училась в том же институте и у того преподавателя, что и Юрский. Артистке запомнилось, как актер приходил пообщаться со студентами и выступал с чтениями.

    «Я его давняя поклонница, поскольку я выросла в Петербурге и с юности смотрела его спектакли в Большом драматическом театре — это был расцвет театра, мы были студентами, нас пускали посидеть на ступеньках. Для нас он был ярким примером, мы учились у него и работоспособности, и умению работать с материалом», — добавила Драпеко.

    По словам режиссера Иосифа Райхельгауза, со дня знакомства актер являлся для него живым олицетворением театра.

    «В это невозможно поверить, мы разговаривали на днях, я ему говорил про театр, про то, что без него невозможно, а он долго слушал, потом долго отвечал, но я был уверен, что он вернется, так он разговаривал со мной. Сергей Юрьевич сам был для меня театр, самое счастливое для театра, что в нем было, — Сергей Юрский», — сказал режиссер.

    Писатель и кинодраматург Анатолий Головков подчеркнул, что артист был не только великим мастером своего дела, но также человеком чести и достоинства.

    «Сергей Юрьевич Юрский — не только актер величины небывалой, — писатель, друг свободы, человек, способный на поступок во имя справедливости, чести и достоинства. Тяжелая весть. Соболезнования родным. Простите нас и прощайте, Мастер…» — написал он.

    Режиссер Юрий Мамин рассказал, что для него Юрский стал кумиром, спектакли которого он никогда не пропускал. И именно он повлиял на выбор режиссером профессии.

    «Я не пропускал ни одного спектакля — я видел и „В поисках радости“, и его в роли Чацкого, смотрел три раза этот спектакль. Так что Юрский отчасти, поскольку он был самым ярким представителем БДТ, сыграл решающую роль в выборе моей профессии. Я решил поступать в театральный институт, кстати, к тому же профессору Леониду Федоровичу Макарьеву, у кого учился Юрский», — пояснил Мамин.

    Следующая новость