17 ноября 2018, 09:35

Преступление Джоан Роулинг: Как новые «Фантастические твари» убили мир Гарри Поттера

Читать 360tv в

Фильм «Фантастические твари и где они обитают. Преступления Грин-Де-Вальда» и в самом деле получился о преступлении. Только это преступление не мрачного злого волшебника, коего в молодости связывали неоднозначные отношения с Альбусом Дамблдором, а преступление самой писательницы Джоан Роулинг. Имя этому преступлению — безжалостное паразитирование на популярном бренде во имя денег (и немножечко либеральной пропаганды). По большому счету — мошенничество.

Сперва была мутная пьеса «Гарри Поттер и проклятое дитя», обессмысливавшая остальную поттериану не меньше, чем сиквел «Иронии судьбы» с Сергеем Безруковым обессмысливал фильм Рязанова. Роль Безрукова исполнила Гермиона, превратившаяся в чернокожую (что прямо противоречило предшествующему тексту).

Реклама

Первая часть «Фантастических тварей» особых восторгов у фанатов не вызвала, но была интересна в нескольких отношениях: новое пространство, новый сюжет, новые герои, мрачноватая жестокая атмосфера, а главное — масса оригинальных фантастических тварей с которыми возился Ньют Саламандер. Фильм получил оценки на «четверку» и собрал достаточно, чтобы история продолжилась. Поскольку главный злодей первого фильма был разоблачен как фактический предшественник Волдеморта — Грин-де-Вальд, то было логично, что следующий фильм будет, в значительной степени, посвящен ему.

Грин-де-Вальд — очень яркий фоновый персонаж поттерианы. Альтер-эго, друг и враг великого мага Альбуса Дамблдора, с которым его связывали, как позднее заявила Роулинг, гомоэротичемкие от ношения. Это своего рода Гитлер магического мира, поставивший задачу установления власти магов над обычными людьми. Победа над ним Дамблдора в 1945 году — такой важности событие, по сравнению с которым, как намекает Роулинг, взятие Берлина — сущая ерунда. То есть от фильма о Грин-де-Вальде можно было ожидать чего-то как минимум величественного. А Джоан Роулинг в качестве единоличного сценариста как минимум означала, что автор помнит, что писала в предыдущих книгах. Не тут то было.

Во-первых историю о мальчике, являющемся абсолютным средоточием магии, за которого борются Светлые и Темные мы с вами уже читали и видели. Она называется «Ночной дозор». И то, что мальчика зовут не Егор, а Криденс, сущая ерунда по сравнению с тем фактом, что он кровный родственник Светлого, а уходит… ладно, а то скажете, что я спойлерю.

Почему миссис Роулинг не платит авторских отчислений Сергею Лукьяненко мне не очень понятно.

Во-вторых, все милые находки первых «Тварей» были забыты. Их скормили ностальгии по Поттериане. Действие опять вертится вокруг Хогвартса, Дамблдора, мракоборцев, богарта, показывающего тайные страхи… Вместо множества разнообразных фантастических тварей нам более менее подробно показывают… котиков. Эксплуатация поклонения интернета кошкам превратилась в новый голливудский тренд. Скоро котики видимо вломятся в Звездные Войны и Мстителей — их будет уже не остановить.

В вялом и дурковатом сюжете, который состоит из одних нестыковок, особенно выделяется тема… афромагиканки Леты Лестрейндж. Дело не только в том, что ее причудливая биография это очередная вариация политкорректного текста про"вину белых колонизаторов перед африканцами", но еще и полный разгром дальнейшей истории Лестрейнджей, — ближайших приспешников Темного Лорда — Волдеморта, достаточно внятно описанной в книгах поттерианы. Эта история из канонических романов и история из «Преступлений» попросту не-сов-ме-стимы. Впрочем это сущая ерунда по сравнению с той чепухой, которую наворотила Роулинг вокруг Дамблдора и Грин-де-Вальда.

Альбус Дамблдор из профессора трансфигурации, которым он был в книгах, превратился в профессора защиты от темных искусств. Ему добавили еще одного брата, родившегося… минимум через десять лет после смерти обоих родителей Дамблдора. Как такое возможно? Очевидно, появилась новая загадка: «Не сын ни твоего отца, ни твоей матери, но тебе брат».

Дамблдора и Грин-де-Вальда связывает загадочное «заклятье крови», которое злодей носит в пузырьке, и вынуждающее их не драться друг с другом. Это вещь абсолютно невозможная, так как последняя встреча Дамблдора и Грин-де-Вальда превратилась в ссору, а затем бой, в котором случайно погибла сестра Альбуса — Ариана. Если бы заклятие было наложено до того — боя бы не было. А после друзья не встречались. То есть «заклятье крови» между Дамблдором и Грин-де-вальда — абсурдное и нарушающее сюжет поттерианы допущение.

Совершенно абсурден и тот факт, что в фильме ни разу и ни в каких контекстах не упоминаются Дары Смерти — ключевая мифологема поттерианы, без которой понять Грин-де-Вальда попросту невозможно.

Получилось, что ради гонораров за новые фильмы Роулинг скормила паукам самое ценное, что было в серии ее романов — целостный, связанный, внутренне непротиворечивый мир, отношения между героями которого поддаются биографической и энциклопедической фиксации. Именно на этой основе стоит огромная литература «фанфиков», именно этим живет многомиллионная армия поклонников. На них, по сути, наплевали. Роулинг начала сама ломать сюжет собственной саги ради придумок к скоропортящимся фильмам, поскольку ей не хватило усидчивости и фантазии продумать все как следует. Это неуважение, которого многие поклонники не простят. А они, в отличие от разово заходивших кинозрителей, составляли устойчивую группу поддержки писательницы. Они ждали новых книг и фильмов ради того, чтобы разъяснить то, что осталось неясным, увидеть то, о чем говорилось лишь намеками… Вместо этого Гермиона и даже фанатики-расисты Лестрейнджи чернеют, Дамблдоры вегетативно размножаются в посмертии, Грин-де-вальд позабыл о своей идее фикс — «Дарах». От любого героя предшествующей саги остается лишь имя и плохо нарисованная маска, а их содержание убито.

Такого «дефолта» волшебной вселенной многие поклонники Роулинг писательнице не простят. А значит «кормовая база» сузится. А значит в каждой следующей серии «Фантастических тварей» будет еще больше дешевого балагана на потеху случайному зрителю. С некогда полюбившимся многим миром Поттерианы приходится по сути попрощаться.

Это имеет последствия далеко выходящие за пределы массовой культуры. Центральным звеном в могуществе Запада все последнее время были не ядерное оружие, не авианосцы и не доллар, а культурная гегемония. И СССР и весь мир капитулировали перед «Звездными войнами» Джорджа Лукаса, а не перед «Звездными войнами» Рональда Рейгана. А истории об очкастом мальчике-волшебнике, завоевавшие весь мир, подтверждали: такое умеют только «у них», а значит они главные. Но вот, на наших глазах один за другим крутейшие проекты западного масскульта схлопываются. Давно не слышно новой интересной музыки. В тупик зашел Голливуд, у которого уже в каждом первом фильме: права чернокожих, права женщин, права геев, борьба с Трампом, а в каждом втором — борьба с русскими. А культурной гегемонии, которая не может доказать, что она умнее, талантливей, остроумнее, чем другие, состоящую из общих мест и бубнежки в духе советских лекторов по методичкам из ЦК партии, никто поддерживать и признавать не будет.

Роулинг, сочинив совершенно негодный сценарий к новому фильму, и Уорнер Бразерс, превратившие поттериану в дешевый цирк со змеями, тиграми, карликами и глотанием огня, еще один столп этой гегемонии обрушили.

Реклама

Реклама