• Позвони мне, позвони: как спамеры вынуждают абонентов обращаться к ним за рекламой

    Позвони мне, позвони: как спамеры вынуждают абонентов обращаться к ним за рекламой

    Спамеры придумали способ заставлять абонентов самостоятельно перезванивать им и получать рекламные сообщения, сообщила газета «Известия». С помощью автоматической системы они набирают телефонные номера и почти сразу бросают трубки. После того, как человек перезванивает, он слышит рекламу. Жертвами телефонных злоумышленников могли стать уже 65% россиян. «360» узнал, как привлечь спамеров к ответственности и избавиться от назойливой рекламы.

    Позвони мне, позвони: как спамеры вынуждают абонентов обращаться к ним за рекламой | Изображение 1Фото: РИА «Новости» / Владимир Песня

    В России большую популярность получает новый вид спама — теперь злоумышленники вынуждают абонентов самостоятельно обращаться к ним за рекламой. Спамеры с помощью автоматической системы набирают телефонные номера и после одного гудка бросают трубку. После того, как человек видит пропущенный вызов и начинает перезванивать незнакомцу, с другого конца провода ему озвучивается рекламное объявление.

    По данным аналитической компании Telecom Daily, с недобросовестными рекламщиками уже столкнулись многие россияне — около 65% опрошенных. За последние полгода количество таких рекламных сообщений выросло на 50%.

    В «Мегафоне» рассказали, что активно борются с телефонным спамом. Руководствуются там законом «О рекламе», и в случае получения жалоб на назойливые звонки, оператор блокирует номера злоумышленников. «Когда абонентов подобным образом вынуждают совершать международные звонки, мы на основании жалоб абонентов вносим номера в черные списки», — пояснила «Известиям» пресс-секретарь «Мегафона» Юлия Дорохина. Но, по ее словам, такие санкции распространяются только на злоумышленников, ставящих своей целью «разорить» абонента.

    В ФАС считают, что за распространение рекламы несет ответственность только ее распространитель. Если человек самостоятельно перезванивает спамеру, то доказать свою правоту ему потом будет сложно. «Если гражданин сам обращается за получением информации, в том числе звонит по телефону, то необоснованно утверждение, что такая информация является рекламой и что она навязывается гражданину без его желания», — пояснили «Известиям» в ведомстве.

    Позвони мне, позвони: как спамеры вынуждают абонентов обращаться к ним за рекламой | Изображение 2

    Директор по научной работе юридической группы «Яковлев и Партнеры» Анастасия Рагулина считает, что закон «О рекламе» на такой вид спама все же распространяется. В разговоре с «360» она уточнила, что любая компания должна получить согласие гражданина на обработку его персональных данных и распространение рекламы. «Оно (согласие — прим.) должно быть получено в такой форме, чтобы потом рекламодателю можно было предъявить, что человек сам согласился получать рекламу», — объясняет Рагулина.

    Когда распространяют рекламу, необходимо получить согласие того лица, который рекламу получает. Они (компании — прим.) обязаны не только получить согласие на обработку наших персональных данных, но и получить согласие на распространение рекламы. А если согласия нет, то реклама незаконна. У нас есть даже уголовная ответственность за распространение ложной рекламы

    — Екатерина Рагулина.

    Если злоумышленники не только навязывают рекламу своих услуг, но и списывают у абонентов деньги с телефона, то ответственность будет нести сотовый оператор, поясняет Рагулина. Такая норма прописана в законе «Об информационной безопасности», а единственный способ обезопасить себя от подобного мошенничества — завести себе «нулевой» контентный счет. Откуда спамеры берут телефонные номера абонентов — до сих пор остается загадкой.

    Думаю, что здесь может быть и рандомный набор, и база. Иногда информация разглашается самими людьми, которые работают у сотовых операторов. Плюс еще различные базы существуют в интернете — всякие базы ГИБДД и т. д. Но недавно Верховный суд признал наши телефонные номера персональными данными. Поэтому помимо того, что нарушается закон «О рекламе», еще и нарушается закон «О защите персональных данных»

    — Екатерина Рагулина.

    При назойливой рекламе Рагулина советует обратиться в саму компанию, которая ее распространяет. «Даже если разговор идет о персональных данных, то мы можем позвонить и сказать, что не хотим, чтобы они больше использовались», — говорит юрист и уточняет, что надежнее это делать в письменной форме. Помимо этого, Рагулина считает нужным ставить в известность о телефонных спамерах ФАС и Роскомнадзор.

    Надо писать [в контролирующие органы — прим.] обязательно. Если мы начнем это делать, то это станет обычным делом, и чем больше будет последствий [для распространителей незаконной рекламы — прим.], тем лучше. Когда они отсылают рекламу, они это делают с тех номеров, которые не имеют никакого отношения к конкретно к этим услугам, но можно обратиться к тем, кто эти услуги оказывает. Никто чужие услуги не будет рекламировать просто так, но доказать это будет сложно

    — Екатерина Рагулина.