«Поверхностные люди»: Никас Сафронов ответил высмеявшим его за подарок Нику Кейву | 360°

30 июля 2018, 18:54

«Поверхностные люди»: Никас Сафронов ответил высмеявшим его за подарок Нику Кейву

Читать 360 в

Пользователи Facebook высмеяли российского художника Никаса Сафронова. Причиной стал портрет Ника Кейва, подаренный им австралийскому музыканту. Художнику напомнили, что картина была нарисована 300 лет назад голландцем Яном Стеном. В беседе с «360» Сафронов назвал таких комментаторов «поверхностными людьми», не удосужившимися изучить его творчество.

Уже нарисовали

История началась с того, что Сафронов опубликовал у себя в Facebook фотографию с музыкантом и подаренной ему картиной.

Критики творчества художника не оставили этот пост без внимания. Один из них напомнил, что подобная картина уже существует.

Другие шутили, что на картине изображен Игги Поп или Максим Покровский из группы «Ногу свело».

Третьи намекали на то, что Сафронов при помощи Photoshop вставляет изображения людей в фон известных картин, затем распечатывает получившиеся рисунки и раскрашивает их красками.

Во время написания материала некоторые комментарии со странички исчезли.

Подарок

Сафронов рассказал «360», что подарок Нику Кейву очень понравился. Помимо картины, художник передал ему дружеский шарж, который сделал в 1990-е. Обе работы музыкант принял с большой благодарностью.

«Картина Нику Кейву очень понравилась. Он был тронут, что я придумал для него такой образ. Я видел исполнителя на сцене в 1993 году в Лондоне. Тогда же я познакомился с Дэвидом Боуи — его портрет тоже есть в серии „Река времени“», — пояснил он.

Но отчего-то, добавил художник, фотографию, где музыкант душевно обнимает автора работы, в интернете восприняли негативно. Художник назвал это «глупостью», поскольку сам является человеком сентиментальным и иногда обнимает тех, кто ему симпатичен. Это не говорит о каких-то склонностях или ориентации, пояснил он.

«Река времени»

В 1985 году Сафронов, благодаря жене-француженке, стал выезжать за границу. Посещая иностранные художественные музеи, он просил у руководства разрешения на копирование полотен, чтобы понять их технику и манеру живописи.

«В основном, это были мастера Средних веков. Начинал я с Веласкеса, Эль Греко, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Потом уехал изучать голландцев и малых голландцев. Ян Стен — как раз из тех художников, чьи работы я копировал в Голландии. Потом я уехал в Париж изучать импрессионистов, затем в Лондон — изучать ван Дейка и Тернера», —пояснил он.

В 1990-е годы в лондонской квартире Сафронова собралось достаточно много копий. В то время, вспоминает он, его имя стало обретать широкую популярность. Чтобы работы не пропадали, художник вписывал в них разных людей, а позже и животных. Два английских дизайнера даже использовали картины для своей одежды. Наносили принт на майки, рубашки и блузки.

«Собаки стали выходить в военных формах, в оригинальных костюмах. Я их очеловечил. Герои мне не позировали, а кого-то уже и не было в живых. В серию „Река времени“, где я на этих холстах как бы придумывал истории, попали Одри Хепберн, Мопассан, Гоголь и другие. Потом я даже написал своего отца в виде дожа, моих любимых актеров Джека Николсона, Роберта де Ниро, Меладзе, Пугачеву», — рассказал художник.

«Поверхностные люди»

По мнению Сафронова, те, кто оставляет насмешливые или негативные комментарии под его постом, — «поверхностные люди». Вместо того, чтобы порадоваться за художника, они пытаются нейти подвох, нисколько не разбираясь в истории его творчества.

«Можно изучить и узнать, откуда растут ноги картины, и почему появился этот портрет. Я часто в названиях говорил, что это — посвящено Брейгелю, или у меня есть работа „Автопортрет на фоне Дюррера“ — там мое лицо нарисовано в виде Дюрера», — сказал Сафронов.

На сегодняшний день работы серии «Река времени» используются для многочисленных постеров и календарей. Искусствоведы написали не одну статью и книгу об этом известном цикле, так что, недоумевает художник, ни для кого ее существование не было секретом.

«Нужно знать историю художника. Тем более известного, такого уровня, как Никас Сафронов, который выставляется во всем мире и пользуется огромной популярностью. И находится практически во всех крупных музеях России, в том числе и в Эрмитаже, Третьяковке, Русском музее. Нужно глубже знать его творчество, а не смотреть так поверхностно: увидели, ляпнули типа „мы-то знаем, сами с усами“ — это все неправильно», — заключил художник.

Невозможно обвинить в плагиате

Художник и искусствовед Вера Лагутенкова пояснила «360», что вызвавшую шумиху в интернете работу Сафронова она не видела, но знает, что художник часто работает с репликами произведений известных живописцев.

«Он часто делает компиляции на основе уже существующих великих или известных полотен. Поэтому если речь идет об обвинениях в плагиате, то Сафронов — это автор, который менее других позволяет себе недобросовестную цитацию предыдущих художников. Он очень аккуратен в этих вопросах», — пояснила Лагутенкова.

Искусствовед Михаил Миндлин сообщил «360», что художники очень часто рефлексируют по поводу великих и известных предшественников. Они часто на них ориентируются, внося некие изменения, которые меняют восприятие произведения и иногда даже его смысл.

«Таких примеров достаточно много. Например, Марсель Дюшан, поднявший уголки губ знаменитой Моны Лизы. Получилось новое произведение, она стала улыбаться. Но это же не копия произведения, которую автор выдает за свое», — сказал он.

В живописи есть правило, добавил он. Копия не может один в один повторять оригинал, должен слегка меняться хотя бы размер. Если художник не вносит никаких интерпретаций в картину — это плагиат, а если же он использует композицию, цветовое решение, построение произведения и даже размер, но вносит что-то свое, изменяющее смысл — то это вполне допустимо.

Художественный критик Александр Евангели также заявил «360», что говорить о плагиате по отношению к искусству XVII века, по меньшей мере, странно. Начиная со второй половины XX века это является стандартной ситуацией постмодернистского цитирования.

«Я думаю, что критикующие картину Сафронова, с одной стороны, интересуются его личностью, с другой — собственной репрезентацией в отсутствие других способов привлечения внимания в себе. Поэтому они выбирают простой способ критики чего бы то ни было, особенно того, что заметно. Каких-то поп-культурных явлений, вроде Никаса Сафронова. Так что это все понятно и прозрачно», — добавил он.

Реклама

Реклама