«Последний великий маэстро». Что потерял мир со смертью Бернардо Бертолуччи | 360°

26 ноября 2018, 16:15

«Последний великий маэстро». Что потерял мир со смертью Бернардо Бертолуччи

Читать 360 в

Знаменитый итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи скончался в Риме после долгой и тяжелой болезни. Местные СМИ назвали кончину 77-летнего киногения уходом «последнего великого маэстро».

Если бы Бертолуччи не было, пишет газета La Repubblica, природа все равно придумала бы его. Великий поэт, продюсер, режиссер, полемист и автор превосходных образчиков итальянского кинематографа. «В киноиндустрии второй половины прошлого века он прошел путь от экспериментов до авторского кино, от низких бюджетов до мегапроектов, от провинциализма до международного видения», — сообщается в публикации.

Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в семье пармского кинокритика и профессора истории искусства Атиллио. Любовь к кино зародилась у него еще в детстве: отце часто брал сына с собой на съемки. После школы маэстро поступил на философский факультет Римского университета. В 1957 и 1958 годах снял два своих первых любительских фильма «Канатная дорога» и «Смерть свиньи». Примерно в то время выпустил поэтический сборник «В поисках тайны», который завоевал Национальную литературную премию. На церемонии награждения Бертолуччи познакомился с уже известным режиссером Пьером Пазолини, пригласившего студента ассистировать ему на съемках фильма «Аккатоне».

В 1962 году Бертолуччи бросил учебу, снял первый игровой фильм «Костлявая кума» и выпустил сборник стихов «В поисках загадки». Этот литературный труд также не остался незамеченным и автора наградили премией Виаджеро.

В 1964–1969 годах Бертолуччи поставил и снял несколько полнометражных фильмов таких как «Агония», «Стратегия паука» и другие. Некоторые из них, например, картину «Перед революцией», холодно встретили итальянские зрители и критики. Невысокие оценки лента получила и во Франции.

Зато неожиданно восторженные оценки подарила ленте «богиня американской кинокритики» того времени Полин Кейл, заявившая, что «фильм — экстравагантный, полный эксцессов и прекрасно отражает красоту жизни до революции». Кроме того, в эти годы Бертолуччи вместе с Серджио Леоне и Дарио Ардженто писал сценарий популярного вестерна «Однажды на Диком Западе».

В 1970 году, после выхода картины «Конформист» на Бертолуччи обрушились мировая слава и всеобщее признание. Фильм не мог не привлечь внимания кинокритиков, ведь в ленте анализировались психологические истоки фашизма.

Следующей его киноработой стала романтическая трагедия о любви «Последнее танго в Париже», главные роли в которой исполнили Марлон Брандо и Мария Шнайдер. Картину номинировали на «Золотой глобус» и «Оскар», однако престижных наград она не получила.

В 1976 году Бертолуччи снял ленту «Двадцатый век» с Робертом де Ниро и Жераром Депардье. Киноэпопея повествует о перипетиях человеческих судеб в рамках классовой борьбы в Италии с 1901 по 1945 годы. Затем последовали еще два фильма о родной стране «Луна» и «Трагедия смешного человека».

После переезда в Англию, Бертолуччи представил публике, пожалуй, самую оцененную критиками картину «Последний император», рассказывающий о жизни китайского правителя Пу И. За этот фильм он получил сразу девять «Оскаров» и премию «Золотой глобус».

Вернувшись в 1995 году, после 15-летнего отсутствия году, на родину Бертолуччи снял фильм «Ускользающая красота» с Лив Тайлер. В 2003 на экраны вышла камерная эротическая драма «Мечтатели». Последней работой маэстро стал фильм «Я и ты» - драма о жизни итальянского подростка.

За свою жизнь Бертолуччи снял 22 полнометражных фильма, принимая участие в работе над их сценариями. Его работы отмечали премиями «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA, Берлинского и Венецианского кинофестивалей, Итальянского национального синдиката журналистов и другими. В 2007 и 2011 годах Бертолуччи получил почетные «Золотые пальмовые ветви» за вклад в киноискусство. В 2013 году звезда режиссера появилась на голливудской Аллее славы. В 2014 году его отметили Премией мира за вклад в области прав человека.

«Последний из великих итальянцев»

Кинорежиссер и сценарист Алексей Герман-младший сообщил «360», что Бертолуччи был «последним из великих итальянцев». И хотя итальянское кино, по его мнению, все равно остается лучшим, чем в России, но фигур «такого масштаба больше не осталось».

Он — очевидно выдающийся, великий режиссер. К сожалению, он давно болел. Я довольно часто видел его и в 2011, и в 2012 году. И он уже тогда передвигался на коляске и плохо себя чувствовал. Я думаю, он — один из последних великих европейских режиссеров

В беседе с «360» режиссер Игорь Лебедев затруднился оценить важность Бертолуччи для киномира, поскольку маэстро был не «чернорабочим, а художником». Из-за его универсальности, этот вклад сложно объективно оценивать.

«Он открывал новое и в киноязыке и в темах. Он был очень идеологичен, очень интимен. Он обращался к темам, которые до него никто не открывал. И говорил об этом так откровенно, будто табу не существует», — добавил он.

На рубеже 1980-1990-х годов, когда советские люди получили возможность смотреть зарубежные фильмы, вспоминает режиссер, картины Бертолуччи ошеломляли всех своей открытостью и откровенностью.

«На меня производили впечатление его личностные высказывания в картинах и его широкий взгляд на мир. Он снимал мир так, как никто другой. Невозможно поверить, что он ушел. Это — огромная потеря для мирового кино. И счастье, что такая фигура есть, на него будут равняться многие поколения режиссеров и его будут смотреть зрители», — отметил Лебедев.

По мнению актера и режиссера Владимира Хотиенко, вклад Бертолуччи в кино неоценим, а сам он являлся «одним из последних титанов кино». Сейчас, отметил он, выходит мало фильмов, которые по настоящему потрясают. А у Бертолуччи такой была почти каждая картина. «Конформист», «Последнее танго в Париже», «Двадцатый век», «Мечтатели» — знакомые всеми миру, разобранные на цитаты киношедевры. Он подчеркнул, что Бертолуччи был человеком, свободным от условностей, не побоялся заступиться за Кевина Спейси, втянутого в секс-скандал.

С его смертью закончилось время титанов кино. Которые мало того, что режиссеры фантастические, так еще и яркие личности. Таким и был Бертолуччи. Потому что практически каждый его фильм был явлением на фоне прочих сильных фильмов. Великий человек

Народный артист и режиссер Владимир Бортко назвал Бертолуччи «классиком мирового кино», чрезвычайно много сделавшим для развития киноязыка.

«Его фильмы, начиная с «Конформиста» и заканчивая последними — просто образец режиссерской профессии. Мы все скорбим, потому что уходит то поколение, которое сделало кино великим в XX веке» — заключил он.

Реклама

Реклама