facebook_pixel
  • 26 ноября 2018, 16:15

    «Последний великий маэстро». Что потерял мир со смертью Бернардо Бертолуччи

    Знаменитый итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи скончался в Риме после долгой и тяжелой болезни. Местные СМИ назвали кончину 77-летнего киногения уходом «последнего великого маэстро».

    «Последний великий маэстро». Что потерял мир со смертью Бернардо Бертолуччи

    Если бы Бертолуччи не было, пишет газета La Repubblica, природа все равно придумала бы его. Великий поэт, продюсер, режиссер, полемист и автор превосходных образчиков итальянского кинематографа. «В киноиндустрии второй половины прошлого века он прошел путь от экспериментов до авторского кино, от низких бюджетов до мегапроектов, от провинциализма до международного видения», — сообщается в публикации.

    Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в семье пармского кинокритика и профессора истории искусства Атиллио. Любовь к кино зародилась у него еще в детстве: отце часто брал сына с собой на съемки. После школы маэстро поступил на философский факультет Римского университета. В 1957 и 1958 годах снял два своих первых любительских фильма «Канатная дорога» и «Смерть свиньи». Примерно в то время выпустил поэтический сборник «В поисках тайны», который завоевал Национальную литературную премию. На церемонии награждения Бертолуччи познакомился с уже известным режиссером Пьером Пазолини, пригласившего студента ассистировать ему на съемках фильма «Аккатоне».

    В 1962 году Бертолуччи бросил учебу, снял первый игровой фильм «Костлявая кума» и выпустил сборник стихов «В поисках загадки». Этот литературный труд также не остался незамеченным и автора наградили премией Виаджеро.

    В 1964–1969 годах Бертолуччи поставил и снял несколько полнометражных фильмов таких как «Агония», «Стратегия паука» и другие. Некоторые из них, например, картину «Перед революцией», холодно встретили итальянские зрители и критики. Невысокие оценки лента получила и во Франции.

    Зато неожиданно восторженные оценки подарила ленте «богиня американской кинокритики» того времени Полин Кейл, заявившая, что «фильм — экстравагантный, полный эксцессов и прекрасно отражает красоту жизни до революции». Кроме того, в эти годы Бертолуччи вместе с Серджио Леоне и Дарио Ардженто писал сценарий популярного вестерна «Однажды на Диком Западе».

    В 1970 году, после выхода картины «Конформист» на Бертолуччи обрушились мировая слава и всеобщее признание. Фильм не мог не привлечь внимания кинокритиков, ведь в ленте анализировались психологические истоки фашизма.

    Следующей его киноработой стала романтическая трагедия о любви «Последнее танго в Париже», главные роли в которой исполнили Марлон Брандо и Мария Шнайдер. Картину номинировали на «Золотой глобус» и «Оскар», однако престижных наград она не получила.

    В 1976 году Бертолуччи снял ленту «Двадцатый век» с Робертом де Ниро и Жераром Депардье. Киноэпопея повествует о перипетиях человеческих судеб в рамках классовой борьбы в Италии с 1901 по 1945 годы. Затем последовали еще два фильма о родной стране «Луна» и «Трагедия смешного человека».

    После переезда в Англию, Бертолуччи представил публике, пожалуй, самую оцененную критиками картину «Последний император», рассказывающий о жизни китайского правителя Пу И. За этот фильм он получил сразу девять «Оскаров» и премию «Золотой глобус».

    Вернувшись в 1995 году, после 15-летнего отсутствия году, на родину Бертолуччи снял фильм «Ускользающая красота» с Лив Тайлер. В 2003 на экраны вышла камерная эротическая драма «Мечтатели». Последней работой маэстро стал фильм «Я и ты» — драма о жизни итальянского подростка.

    За свою жизнь Бертолуччи снял 22 полнометражных фильма, принимая участие в работе над их сценариями. Его работы отмечали премиями «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA, Берлинского и Венецианского кинофестивалей, Итальянского национального синдиката журналистов и другими. В 2007 и 2011 годах Бертолуччи получил почетные «Золотые пальмовые ветви» за вклад в киноискусство. В 2013 году звезда режиссера появилась на голливудской Аллее славы. В 2014 году его отметили Премией мира за вклад в области прав человека.

    «Последний из великих итальянцев»

    Кинорежиссер и сценарист Алексей Герман-младший сообщил «360», что Бертолуччи был «последним из великих итальянцев». И хотя итальянское кино, по его мнению, все равно остается лучшим, чем в России, но фигур «такого масштаба больше не осталось».

    Он — очевидно выдающийся, великий режиссер. К сожалению, он давно болел. Я довольно часто видел его и в 2011, и в 2012 году. И он уже тогда передвигался на коляске и плохо себя чувствовал. Я думаю, он — один из последних великих европейских режиссеров

    Алексей Герман-младшийкинорежиссер и сценарист

    В беседе с «360» режиссер Игорь Лебедев затруднился оценить важность Бертолуччи для киномира, поскольку маэстро был не «чернорабочим, а художником». Из-за его универсальности, этот вклад сложно объективно оценивать.

    «Он открывал новое и в киноязыке и в темах. Он был очень идеологичен, очень интимен. Он обращался к темам, которые до него никто не открывал. И говорил об этом так откровенно, будто табу не существует», — добавил он.

    На рубеже 1980-1990-х годов, когда советские люди получили возможность смотреть зарубежные фильмы, вспоминает режиссер, картины Бертолуччи ошеломляли всех своей открытостью и откровенностью.

    «На меня производили впечатление его личностные высказывания в картинах и его широкий взгляд на мир. Он снимал мир так, как никто другой. Невозможно поверить, что он ушел. Это — огромная потеря для мирового кино. И счастье, что такая фигура есть, на него будут равняться многие поколения режиссеров и его будут смотреть зрители», — отметил Лебедев.

    По мнению актера и режиссера Владимира Хотиенко, вклад Бертолуччи в кино неоценим, а сам он являлся «одним из последних титанов кино». Сейчас, отметил он, выходит мало фильмов, которые по настоящему потрясают. А у Бертолуччи такой была почти каждая картина. «Конформист», «Последнее танго в Париже», «Двадцатый век», «Мечтатели» — знакомые всеми миру, разобранные на цитаты киношедевры. Он подчеркнул, что Бертолуччи был человеком, свободным от условностей, не побоялся заступиться за Кевина Спейси, втянутого в секс-скандал.

    С его смертью закончилось время титанов кино. Которые мало того, что режиссеры фантастические, так еще и яркие личности. Таким и был Бертолуччи. Потому что практически каждый его фильм был явлением на фоне прочих сильных фильмов. Великий человек

    Владимир Хотиенкоактер и режиссер

    Народный артист и режиссер Владимир Бортко назвал Бертолуччи «классиком мирового кино», чрезвычайно много сделавшим для развития киноязыка.

    «Его фильмы, начиная с „Конформиста“ и заканчивая последними — просто образец режиссерской профессии. Мы все скорбим, потому что уходит то поколение, которое сделало кино великим в XX веке» — заключил он.