25 августа 2019, 15:24

Последний полет «Кукурузника». Как Россия готовит замену «Ан-2»

Читать 360tv в

Легендарный самолет «Ан-2» окончательно уйдет на покой. Ему на смену придет новый региональный самолет вместимостью от девяти до 14 человек. Конкурс на разработку нового борта объявил Минпромторг, разместив заявку на сайте госзакупок. «360» пообщался с экспертом, который пояснил, почему заменить «Ан-2» будет очень тяжело

Появление

Впервые самолет «Ан-2» поднялся в небо в 1947 году. Это был поршневой однодвигательный биплан. Его главным конструктором стал Олег Антонов. По заданию он создавал сельскохозяйственный самолет, который после получит название «Ан-2».

Реклама

До 1971 года этот тип самолетов выпускали только в Советском союзе. Затем наша страна передала эти технологии Польше и Китаю, где «Ан-2» производят до сих пор. Разработка Олега Антонова даже попала в Книгу рекордов Гиннесса, как единственный в мире самолет, который выпускают более 70 лет.

«Ан-2» использовали на сельхозработах, в качестве спортивного, транспортного и пассажирского самолета. Простые и легкие в использовании машины стали использоваться на протяжении долгого времени и продолжают летать и сегодня.

Эксперты еще два года назад указывали на то, что парк самолетов малой авиации устарел и нуждается в замене. «Коммерсант» со ссылкой на расчеты Государственного научно-исследовательского института писал, что к 2023 году из эксплуатации выйдут 79% воздушных судов в авиации общего назначения.

При этом для жителей 28 тысяч населенных пунктов страны самолеты — это единственный вид транспорта, а в 15 регионах авиация — главная составляющая транспортной системы. При этом 90% самолетов на этих маршрутах — это «Ан-2».

Работу над модернизацией «Ан-2» по заказу российского Минпромторга начали еще в 2011 году. В «Сибирском научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина» для продления жизни самолетов им меняли двигатели. Так как российских аналогов не было, то при модернизации использовали американские моторы Honeywell. Стоимость самолета таким образом вырастала до 1,3 миллиона долларов. Заявлял глава отдела прогнозирования перспективных исследований и разработок авиакосмической техники Дмитрий Смирнов.

На сайте института говорится, что замена мотора позволяет перевести «Ан-2 на топливо, которое дешевле в пять раз. Кроме того теперь самолет перестанет зависеть от технического обслуживания наземных служб аэродрома.

«Байкал» и новый самолет

В середине августа этого года Министерство промышленности и торговли опубликовало на сайте госзакупок заявку на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию легкого самолета для местных воздушных линий. Судя по требованиям, он должен заменить «Ан-2» на региональных маршрутах.

Согласно документации, самолет должен вмещать от девяти до 14 пассажиров. От победителя контракта потребуется создать чертеж общего вида самолета, провести работу на статистическую прочность, а также сформировать рабочую конструкторскую документацию на планер, его системы и силовую установку. Срок подготовки документов до сентября следующего года. До 15 декабря 2020 года победитель контракта должен представить образец самолета для испытаний. Стоимость контракта составляет 1,25 миллиарда рублей.

РИА «Новости» напомнили, что изначально в качестве замены «Ан-2» рассматривался самолет ТВС-2ДТС «Байкал», который разрабатывался в «Сибирском научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина» на базе «кукурузника». Серийное производство планировали начать в 2021 году на авиазаводе в Улан-Удэ.

Как пояснили в пресс-службе Минпромторга, «Байкал» — это экспериментальный образец воздушного судна для отработки новых технологий. Теперь при помощи задела, который получили при его создании будет создан новый легкий серийный многоцелевой самолет.

Источник в авиапроме рассказал, что  окончательное решение о ТВС-2ДТС «Байкал», а также какие его особенности используют при создании нового самолета, окончательно примут в сентябре.

«Концепцию „Ан-2“ надо продолжать»

Работу, которую ведут в «Сибирском научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина» надо поддерживать, а концепцию «Ан-2» продолжать. Об этом заявил инженер и автор книги «Все самолеты О. К. Антонова» Николай Якубович. Он пояснил, что разработка советского самолета устарела только физически, но это до сих пор отличное техническое решение, которое нужно использовать.

«Высокая надежность, экономичность, отличные взлетно-посадочные характеристики. И с точки зрения летчика, и с точки зрения инженера. Да, конструкция его устарела, материалы давно пора менять. Но для России, для нашей глубинки — это незаменимая машина была и будет. А вот что будет, если что-то предложат вместо нее — это неизвестно», — заявил он.

Николай Якубович отметил, что конкурентом «Ан-2» мог бы стать легкий экраноплан. Это летательный аппарат, который передвигается на очень низкой высоте над водой. В основном это русла рек. При этом он может приземляться прямо на водоем. Зимой при установке на лыжи он может передвигаться по снегу или льду.

«Но заменить „Ан-2“ может заменить только „Ан-2“», — подчеркнул собеседник «360».

На вопрос о модернизации самолета эксперт напомнил, что попытку предпринимали и на предприятии «Антонов» в Киеве. Тогда там создали улучшенный вариант под названием «Ан-3», но он получился очень дорогим.

«Они дорабатывали фюзеляж, увеличивали там пространство, поставили новую силовую установку. Получилась очень дорогая машина. Сделанный в Запорожье турбовинтовой двигатель на него поставили», — рассказал Николай Якубович, пояснив, что у нас с Украиной сейчас не те отношения для сотрудничества.

Единственным хорошим выходом он назвал разработку «Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина». Единственным минусом их проекта является зарубежный двигатель. Есть шанс попасть под санкции.

«Вот в этом вся беда. У нас нет своего хорошего мотора. Мы слишком долго раскачиваемся в этом отношении. Только проект Сибирского института. Есть производственные мощности, которые будут его выпускать, но как они будут разбираться с моторами и двигателями — это вопрос сложный», — подытожил эксперт.

Реклама

Реклама