«Попытка обречена на провал». Как Госдума борется с «лысой» резиной | 360°

19 октября 2016, 15:28

«Попытка обречена на провал». Как Госдума борется с «лысой» резиной

Читать 360 в

-

Первый снег пойдет в Москве на следующей неделе. А в некоторых регионах России похолодание уже привело к серьезным последствиям. Например, в Свердловской области из-за изменения погодных условий осложнилась ситуация на дорогах. Несмотря на то, что водителей предупредили о необходимости поменять летние шины на зимние, многие пренебрегли советом. Из-за этого первый снегопад едва не обернулся транспортным коллапсом: на дорогах выросло количество ДТП, а в шиномонтажи образовались огромные очереди.

18 октября Комитет Госдумы по транспорту и строительству рекомендовал принять в первом чтении законопроект, регламентирующий переход на зимнюю резину. Согласно документу, планируется установить определенные сроки смены шин, а нарушителей штрафовать на две тысячи рублей. Телеканал «360» разобрался в плюсах и минусах данной инициативы.

«Им безразлично, будет штраф или нет»

Всем известно, что состояние шин и их соответствие сезону влияют на аварийность: тормозной путь может отличаться почти в два раза. Однако некоторые водители вовремя не меняют резину. Из-за этого (особенно в переходные периоды) число ДТП на дорогах может резко увеличиваться.

«Вы говорите о безопасности жизни людей, в Финляндии это действует очень давно, там не только штраф, там вообще машину отберут, если нарушаешь этот закон. Как-то надо принудить людей», — объяснил первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов.

Что лучше: шипы или «липучка». Все что нужно знать о зимней резине

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что данный законопроект не принесет никакого результата. Люди сами себе не враги и меняют резину, так как не хотят попасть по своей вине в ДТП и разбить автомобиль.

«Здесь никакого увеличения безопасности не будет. Те люди, идиоты, которые ездят на лысой летней резине зимой, поверьте, они настолько отмороженные, что им будет совершенно безразлично, будет штраф или нет», — уверен общественник.

«Попытка обречена на провал»

Шкуматов рассказал, что в Таможенном союзе уже есть технический регламент, в котором прописан штраф 500 рублей за использование несоответствующей резины. Однако норма сейчас не работает.

Причина проста — Россия (по сравнению с той же Финляндией, где норма действительно есть) — слишком большая страна, в которой много не только часовых, но и климатических поясов. Разница в погоде в разных регионах может быть колоссальная. Например, в Краснодарском крае многие водители и зимой могут ездить на летней резине, когда на севере страны такое недопустимо.

«Эта попытка сделать некоторое универсальное правило для всей страны, обречена на провал. Либо в зимних регионах зимний период будет недостаточен, чтобы люди каким-то образом переобувались, допустим, шесть месяцев в году зима. То же самое можно сказать про южные регионы. И я бы на месте Госдумы вместо того, чтобы заниматься бессмысленным увеличением штрафов задумался бы над переносом нормы смены резины на уровень местного законодательства, чтобы каждый регион принимал свои нормы по смене резины», — сказал Шкуматов.

По словам депутата Виталия Ефимова, парламентарии не собираются вводить одинаковые сроки перехода на зимнюю резину во всех субъектах России. Документ еще будет дорабатываться и проходить экспертизу как с властями регионов, так и с автовладельцами и общественниками.

«Нельзя же в Крыму и Салехарде одни сроки вводить, естественно, регионы должны будут принять свои законы по этим вопросам. Это внесли, не подумали об этом, но он [законопроект] пройдет хорошую экспертизу», — сказал Ефимов.

«А сейчас ее что, нет что ли?»

По мнению Шкуматова, принятие законопроекта может привести к росту коррупции. Если сейчас из-за 500 рублей инспекторы зачастую не «заморачиваются двусмысленными предложениями», то при увеличении штрафа до двух тысяч рублей, риск коррупции резко возрастает.

«Штраф две тысячи рублей — понятно, на что намекают наши законодатели: дешевле купить второй комплект резины, чем постоянно платить штрафы. Но опять же необходимо учитывать факт того, что для юга России, например, это может выродиться в зимнее вымогательство денег из водителей, рост коррупции», — уверен Шкуматов.

«А сейчас ее что, нет что ли? Вроде поменьше стали. Мы должны все-таки защититься от тех, кто не хочет думать о своем здоровье и о нашем», — ответил Ефимов, добавив, что «все будет сделано разумно».

Координатор «Синих ведерок» отметил, что у дальнобойщиков, например, зимней резины как таковой нет. Кроме того, им придется тратить на шиномонтаж гораздо больше средств, чем владельцам легковушек. А рост издержек может привести к увеличению цен на товары и услуги. Однако глава комитета Госдумы по транспортной политике Евгений Москвичев отметил, что производители всех видов резины уже готовы к подобному законопроекту.

«Законопроект нужный. Когда был принят технический регламент Таможенного союза, мы давали нашей промышленности в течение четырех лет подготовить выпуск нашей резины для того, чтобы обеспечить все наши автомобили (грузовой транспорт, пассажирский). Поэтому у нас информация эта полная», — цитирует Москвичева РИА «Новости».

Что планируют изменить

По словам Ефимова, законопроект закрепили за комитетом и собираются принять в первом чтении, чтобы затем внести в него поправки. По предварительным данным, его могут принять уже в эту сессию.

Штраф за управление автомобилем с нарушением требований эксплуатации колес и шин может вырасти до двух тысяч рублей. Согласно пояснительной записке, к таким нарушениям, в том числе будут относиться «лысые» шины (несоответствие нормам техрегламента остаточной глубины рисунка протектора). По словам Шкуматова, никакой методики, которая позволит выявлять подобные нарушения, сейчас не существует.

«Нет нормальной сертифицированной методики, которая позволила бы инспекторам на месте установить несоответствие шинной покрышки требованиям технического регламента. И это делает законопроект абсолютно бессмысленным. Сейчас это работает только при ДТП и будет работать только при ДТП», — уверен Шкуматов.

Кстати, подобные законопроекты уже рассматривались в 2009 и 2014 годах и были отклонены. Первый зампред комитета Госдумы по транспорту согласился, что документ пока не совершенен, не исключив, что его могут не принять и в этот раз.

«Это пока такой материал, который будет сильно дорабатываться. Во-первых, надо тогда внести нормативы по этим вопросам, все это пока в сыром виде, все это будет отрабатываться, либо будет поручаться в МВД», — сказал Ефимов.

Реклама

Реклама