• Технология, которую не купить. Сможет ли голосовой помощник «Олег» затмить конкурентов

    Группа «Тинькофф» выпустила своего голосового помощника. Пока он может немногое, но, как обещают создатели, по мере обучения будет осваивать новые навыки. Сможет ли «Олег» стать конкурентом «Алисы» и «Сири»?
    Технология, которую не купить. Сможет ли голосовой помощник «Олег» затмить конкурентов

    Как сообщили в пресс-службе организации, цифровой «Олег» поэтапно будет появляться сначала у владельцев гаджетов с iOs, а затем и на Android. Найти его можно в мобильном приложении банка. Разговаривает Олег голосом актера кино и дубляжа Никиты Прозоровского, озвучивавшего в российском прокате Скуби-Ду и Шэгги, Джеймса Гордона из фильмов про Бэтмена и многих других.

    «Олег» будет помогать клиентам в решении не только финансовых задач, но и некоторых других вопросов. Поначалу он сможет совершать денежные переводы на счета в «Тинькофф» и Сбербанк, бронировать столики в ресторанах и кафе, покупать билеты в кино, искать скидки, болтать на свободные темы, давать советы или финансовые консультации, управлять дебетовой и кредитной картами, менять личные данные клиента, заказывать и отправлять на почту документы и даже записывать вкладчика в салон красоты.

    «Большую часть пользовательских задач „Олег“ будет решать автоматически. Для оставшегося круга задач голосовой помощник будет привлекать операторов из call-центра „Тинькофф“: он уточнит у пользователя необходимую информацию, а затем поставит задачу, которую уже будет выполнять человек», — пояснили в пресс-службе.

    Позднее Олег появится во всех приложениях компании: «Путешествия», «Развлечения», «Джуниор», «Мобайл», «Страхование», «Инвестиции», «Бизнес» и других. По мере взаимодействия с пользователями помощник научится проводить речевой анализ фраз собеседника и сможет выбирать дружелюбный или официальный стиль общения. Со временем он сможет организовывать поездки, заказывать такси и бронировать отели, покупать билеты на спортивные мероприятия и концерты, на поезд и самолет, записывать клиентов к врачу и так далее.

    «Мобильным банком „Тинькофф“ можно будет управлять целиком с помощью „Олега“. Также „Олег“ сможет идентифицировать голос клиента с помощью собственных биометрических технологий „Тинькофф“ и выполнять его голосовые команды, требующие авторизации в мобильном приложении. Например, совершить перевод денег во время управления автомобилем», — добавили в пресс-службе.

    При создании «Олега» компания использовала глубокие нейросетевые модели и речевые технологии, с которыми работает с 2014 года. В 2016-м «Тинькофф» начал разрабатывать собственную технологию распознавания речи. На сегодняшний день она верно определяет 95% слов. А год спустя организация завершила разработку и выпустила биометрическую систему, принимающую, по словам создателей, правильное решение в 99,99% случаев.

    В кино пойдем, а стричься нет

    В редакции «Ведомостей» протестировали новинку. С заказом столика в ресторане «Олег» справился. Правда, не сразу понял, в каком городе проживает клиент, и вместо Санкт-Петербурга предлагал посетить заведение в Москве. С покупкой билетов в кинотеатр вышло похуже — после выбора фильма «Олега» что-то «смутило», и он позвал на помощь оператора.

    При переводе, как обещали разработчики, «Олег» после фразы «переведи деньги» должен уточнить личность адресата и сумму, а затем спросить, верно ли он понял. В реальности помощник предлагает открыть список контактов и выбрать получателя вручную.

    Записать клиента в салон красоты и рассказать ему про скидки и акции «Олег» не смог, зато проинформировал об остатке денег на карте. Поболтать с голосовым помощником на свободные темы пока тоже проблематично. Во время расспросов об Олеге Тинькове он, по всей видимости, вспоминает про «корпоративный долг» и вместо ответа рассказывает про условия открытия дебетовых и кредитных карт. В целом, отмечает издание, «Олег» хорошо слышит пользователя, если тот говорит один. В противном случае в составление вопроса попадают слова других людей, помощник зовет оператора на помощь и решение проблемы затягивается.

    Логичное развитие чат-бота

    Главред портала BigGeek.Ru Николай Николаев напомнил «360», что в последнее время банк «Тинькофф» активно развивает клиентский чат, чтобы снизить нагрузку на операторов, автоматизировать процесс и задействовать минимальное число сотрудников. В самом чате ответы на многие вопросы клиентов предлагал бот. Поэтому внедрение голосового помощника Николаев счел следующим логичный шагом в этом направлении.

    «Я сейчас его опробовал. Действительно, он пока умеет немного, но основная идея, как мне кажется, снизить нагрузку на живых людей и сократить расходы компании. Сейчас, если „Олег“ что-то не понял, то с вами в диалог вступает живой человек», — добавил он.

    По мнению эксперта, «Тинькофф» не будет превращать «Олега» в сторонние сервисы, а усовершенствует его в качества голосового чат-бота. Поэтому конкурировать с «Сири» или «Алисой» ему не придется. Николаев не исключил, что со временем аналогичные голосовые помощники появятся у других банков, а также прочих коммерческих и государственных структур, предлагающих россиянам какие-либо услуги.

    «Мне кажется, это очень грамотный ход. Потому что есть большое количество шаблонных вопросов и ответов, для которых не требуется участие человека. Достаточно просто распознать голос, перевести в текст, чтобы чат-бот понял суть вопроса и предложил ответ. Это вполне может делать робот», — подытожил Николаев.

    Ситуативный маркетинг

    Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин рассказал «360», что запуск голосового помощника — проявление характерного для Олега Тинькова ситуативного маркетинга. Чтобы показать, что они «на острие прогресса». Но развивать такие технологии банк не сможет. По его словам, запуск помощника — вторичное с точки зрения технологии решение.

    «Соответственно, конкурировать ни с „Алисой“, ни даже с „Сири“, которая достаточно тупая и не учится со временем, у Тинькова не получится», — заявил эксперт.

    Лучших на сегодняшний день голосовых помощников, уверен Муртазин, создает компания Google. Остальные, например Amazon, уверенно следуют за ней. И пока нет предпосылок для изменения сложившейся ситуации. «Инвестиции, которые требуются для этого направления, огромны, и нельзя это сделать как бы между делом. Ни одна из компаний Олега Тинькова на сегодняшний день не может создать подобных технологий. А купить их негде», — заключил Муртазин.