13 марта 2019, 00:01

«Полжизни на дорогу». Как дублер Щелковского шоссе поможет людям и экологии

Читать 360tv в

Парк «Лосиный остров» увеличат на две тысячи гектаров при строительстве дублера Щелковского шоссе. Дорогу давно ждут жители московского региона — пробки сейчас катастрофические и убивают как время, так и экологию.

«Мы прибавили две тысячи гектаров земли Московской области к «Лосиному острову», а нам нужно вывести 100, чтобы построить по границе «Лосиного острова» современную трассу. Она полностью разгрузит Щелковское шоссе, Звездный городок, Балашиху», — заявил губернатор Московской области Андрей Воробьев по итогам встречи с премьер-министром России Дмитрием Медведевым.

Щелковское шоссе — федеральная трасса А103 — связывает Москву с несколькими крупными городами области: Балашихой, Черноголовкой, Ногинском и Щелковом. Дорогу используют для грузовых и пассажирских перевозок в северо-восточной части Подмосковья, где живут более 320 тысяч человек. Сейчас загруженность шоссе составляет до 90 тысяч автомобилей в сутки — в три раза больше расчетного норматива.

Строительство дублера с восемью полосами разгрузит местные дороги и улицы: транзитный транспорт выведут за населенные пункты, обеспечат скоростное сообщение, что сократит время в пути на участке между Москвой и Щелковом, а также рядом других районов Подмосковья, включая перспективно развивающийся аэропорт Чкаловский.

Для строительства необходимо передвинуть границы национального парка «Лосиный остров». В начале февраля документ с планом был опубликован для общественного обсуждения на официальном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru. В обсуждениях участвовали 1727 человек, 73% из них оставили положительные отзывы. Подавляющее большинство проголосовавших граждан поддержало изменение границ парка.

Опрошенные «360» экологи и местные жители сошлись во мнении: по-другому не получится разгрузить шоссе и помочь экологии. При этом участки, выделяемые под строительство, не являются главной ценностью национального парка. Там, например, нет особо охраняемых деревьев или растений, необходимых для выживания лосей. И все же нужно очень внимательно отнестись к минимизации ущерба «Лосиному острову» и компенсации его территории.

Вечные пробки

Местные жители, которым ежедневно приходится передвигаться по Щелковскому шоссе на собственных автомобилях и общественном транспорте, в разговоре с корреспондентом «360» были единодушны: расширять трассу надо. По их словам, решения все ждали очень долго и будут рады реконструкции.

«Вот сейчас выезжала с МКАД на Щелковское 40 минут. Это всегда пробки и долго. Все стоит. Мы ждем, очень надеемся, чтобы расширили, и будем счастливы», — призналась автомобилистка Мария Степанова.

Водитель Борис Конев рассказал, что около часа провел в пробке на расстоянии каких-то полутора километром. Иногда на это уходит и больше — два или даже три часа. «Если расшить, то разгрузится Щелковское шоссе. Сужение — две полосы, и это очень тяжело», — подчеркнул мужчина.

Автовладелица Елена Глазкова также назвала обстановку очень сложной. «Когда утром возвращаюсь с работы, могу стоять полтора часа, а мне всего-то семь километров ехать от МКАД в сторону Балашихи. Можно и на четыре часа встать. С 08:00 до 11:00 глухая пробка. Расширять надо, новостроек по трассе много. Людей много», — заявила она.

По словам водителя Елены Комаровой, пробки на Щелковском шоссе «дикие» как утром, так и вечером, а в пятницу летом проехать просто невозможно — по два-три часа все стоит. «А это полтора километра. Проще пешком дойти домой, чем проехать это расстояние. Очень сильно требуется расширение этой дороги, это прямо беда. Тем более застроили здесь очень много районов новых, а дороги нет никакой, транспортный вопрос не решен», — подчеркнула собеседница «360».

Водитель Анастасия Иванова призналась, что ездить здесь — просто пытка. Женщина возит детей учиться в Москву. «И каждое утро и вечер мы просто часами проводим в пробках. Я слышала про расширение, и, конечно, мы ждем с нетерпением», — сказала она.

По словам пешехода Надежды Фроловой, на то, чтобы доехать до метро на общественном транспорте, должно уходить около 10 минут, но обычно это занимает полтора часа. Расширять дорогу нужно, это важно для всех: и для автомобилей, и для автобусов.

«Когда на Щелковское шоссе начинают съезжаться со всех сторон, это невыносимо и сложно. Надо расширять. Балашиха длинная, и люди после работы… Невыносимо, порой просто до слез», — сказала она.

Ее поддержала Евгения Соловьева, которая сказала, что шоссе стоит почти круглосуточно. «Ты полжизни тратишь только на дорогу, и это очень тяжело. В какое время здесь пробки? Здесь всегда пробки, ночью, наверно, только нет их, и то не факт», — отметила женщина.

Осознанная необходимость

Уже есть решение о том, что «Лосиный остров» получит две тысячи гектаров, под дорогу планируется выделить около 100. Та часть, где будут проводиться работы, не входит в заповедную зону. По словам исполняющей обязанности завкафедрой экологического надзора, экспертизы и нормирования РГУ нефти и газа имени Губкина Натальи Соколовой, расширение трассы не станет причиной вырубки деревьев охраняемых видов, а сами участки не являются кормовой базой для лосей.

«Расширение трассы — это вещь просто необходимая, потому что вообще восток Москвы и начинающаяся область в этой части очень перенасыщены с точки зрения экологических рисков», — подчеркнула Соколова.

Директор Института лесоведения РАН Андрей Сирин отметил колоссальную транспортную нагрузку на Щелковское шоссе в этом районе. По его словам, загрязнение воздуха от автомобильного транспорта является причиной около трети всех заболеваний жителей Московской области. Речь идет об ОРВИ, ангине, легочных заболеваниях, аллергии, конъюнктивите, неврозах. «Это именно от тех вредных выбросов, которые идут, в том числе от автотранспорта», — подчеркнул он.

Расширение Щелковского шоссе является важным вопросом для жителей Подмосковья, поэтому причины для вырубки леса существуют. Речь идет не о частной или коммерческой застройке, а об инфраструктурном проекте. «Если это необходимо, то возможны компенсационные мероприятия, есть участки, которые возможно восполнить посадкой деревьев. За счет увеличения проходимости этой трассы экологическая обстановка улучшится, в том числе и влияние на прилегающие лесные участки», — подытожил эксперт.

Альтернативы нет

Первый заместитель председателя Центрального совета «Всероссийского общества охраны природы» Элмурод Расулмухамедов уверен, что решить транспортные проблемы в этом районе Подмосковья другим путем не получится. Поэтому сейчас необходимо тщательно подойти к вопросу минимизации ущерба для национального парка и думать о проведении достойной компенсации площадей, которые будут выделены под реконструкцию. Московская область за счет собственных ресурсов и с привлечением федерального бюджета должна создать аналогичную по площади компенсационную территорию.

«Проблема Щелковского шоссе для всех достаточно известна. Без этого решения разрубить транспортный узел в районе Балашихи довольно сложно, но все прекрасно понимают, что „Лосиный остров“ — уникальный объект. Надо постараться минимизировать потери для природного комплекса», — подчеркнул эколог.

Он предположил, что с «Лосиным островом» будет такая же ситуация, которая сложилась во время вырубки Химкинского леса. «Будет много шума, криков, но закончится все, скорее всего, тем, что земля будет выделена и будет проведена реконструкция», — сказал Расулмухамедов.

В данной ситуации без принятия этих вынужденных мер разрешить ситуацию в районе Балашихи не представляется возможным. Других альтернатив по транспортной развязке мы не видим

Элмурод Расулмухамедов.

Реклама

Реклама