06 декабря 2018, 00:20

«Полуобезьяны с дубинами на гербе — это кто?» Жители ХМАО не оценили самую древнюю часть нового герба

Читать 360tv в

Власти Ханты-Мансийского автономного округа приняли решение о доработке эскиза нового герба региона, представленного в мае 2017 года. Местные жители не поняли и не оценили витиеватые геральдические детали. Особенно серьезно досталось изображению странного человека в набедренной повязке, которого прозвали «мужиком с дубиной». Многие издевались над ним, предлагая различные трактовки значения загадочной фигуры. Критика вынудила чиновников задуматься о замене неугодного людям персонажа.

Научный редакционный совет «Югры многовековой» собирается привлечь к переработке герба новых художников и новых экспертов из геральдического совета. Это может значительно увеличить затраты на создание символа. Эскиз первого варианта обошелся региональному бюджету в 300 тысяч рублей. Но правильно ли мнение общественности, возможно, не совсем верно понимающей, откуда взялся «мужик с дубиной» и каково его историческое значение и вероятная практическая ценность.

История вопроса

Новый герб должен заменить старый символ региона, который был утвержден в 1995 году при первом губернаторе Александре Филипенко. Причиной считается несоответствие существующего герба нормам геральдики и «статусу и достоинству» автономного округа. Действующий символ Югры не прошел геральдическую экспертизу в Москве и не зарегистрирован в госрегистре.

«Представленный герб составлен с нарушением геральдических правил и имеет ряд символов, не соответствующих традиционной геральдической значимости. Символы нынешнего герба содержат толкования, не отвечающие достоинству ХМАО-Югры. Окружающие гербовые щиты венки в геральдике служат знаком, указывающим на то, что владелец герба полностью лишен прав суверенитета, самостоятельности, самоуправления и самоопределения. ХМАО-Югра как субъект Российской Федерации является суверенным (согласно Конституции РФ), в связи с чем применение венка в гербе Югры решительно не отвечает статусу округа и в этой связи неприемлемо», — цитирует текст ответа геральдистов югорским чиновникам ИА Ura.ru.

В 2012 году (уже при новом губернаторе Наталье Комаровой) правительство ХМАО заключило договор на разработку обновленной государственной символики региона. В качестве исполнителей выбрали члена геральдического совета при президенте РФ Максима Шелковенко и секретаря гильдии геральдических художников России Дмитрия Иванова.

На эскизе медведь и лиса держат щит со знаменами, на которых изображены гербы древних Югорского и Кондийского княжеств. Именно на их территории расположена современная Югра. Эти символы содержатся в полном собрании законов и большом гербе Российской империи 1856 года.

«Серебряная лиса в черни» — распространенный на севере России зверь, а также — одна из исторических геральдических эмблем региона. Этот атрибут — «пушной зверь» — был символом Югории и на государственной печати Ивана Грозного. Кроме того, черная лиса находится на гербе Сургута — одного из старейших городских символов ХМАО.

Медведь изображен черным, поскольку в палитре стандартных геральдических цветов нет коричневого и естественный окрас этих зверей в гербах передается черным цветом. В центре щита, сохраняющего расцветку и главную эмблему нынешнего герба Югры 1995 года, осталась и двуглавая птица. Венчает герб царский венец, напоминающий российскую императорскую корону.

Новый герб разработан в рамках проекта «Югра многовековая», ставящего своей целью «повышение внутреннего патриотизма и переход на новое мышление». Проект вынесли на общественное обсуждение и в случае одобрения должны были обсудить в региональной Думе.

Отношение общественности

Жители ХМАО, историки, эксперты и чиновники критично подошли к предложенной художниками-геральдистами новой версии. Она вызвала неоднозначную реакцию. Отмечалось, что герб серьезно перенасыщен символами. Кроме того, существующий герб давно полюбился и выглядит строже и предпочтительнее.

«Когда вы говорите об истории России, в ней больше трагического, чем гармонического, в том числе потому, что через каждые полгода менялись гербы», — сказал один из участников дискуссии.

«По поводу изображения обнаженного человека. Сохраняя историческую преемственность, напрямую переносить все исторические символы было бы тоже не совсем правильно», — сказал заведующий Югорской лабораторией археологии и этнологии Сургутского университета Александр Кениг.

На форуме Ханты-Мансийска люди просто не поняли, кто изображен на зеленом знамени, которое держит в своей лапе «серебряная лиса в черни». «В правом левом углу — это мужик в набедренной повязке с дубиной? Или это все-таки фейк?» — удивлялись люди.

«Полуобезьяны с дубинами на гербе — это кто?» — написал еще один из участников обсуждения.

Другой предположил, что «мужик с дубиной» означает «проявление интереса к жителям низкого сословия» региона.

«Герб очень хорош, а лишние детали вроде зверей и неандертальцев — а ля колхоз тюнинг», — неоднозначно отреагировал третий участник дискуссии.

«Мужик с дубиной — это вообще, конечно, мрак», — резюмировал четвертый.

Однако нашлись и знатоки, пояснившие, что «мужик» — символ дикого человека, дикаря из германской и скандинавской геральдики. В русской системе гербов он известен с XIX века.

«Символ самого глухого района империи. Вообще-то, он должен дубину держать под углом в 45 градусов, если чтить историю и считать частью Кондийского герба. А если горизонтально дубина — тогда мотив старого шведского герба Лапландии и современного финской Лапландии… Выводы: факт уничтожения Кондийского княжества и отражение на знамени дикаря — при современных реалиях как-то не комильфо, лучше, наверное, убрать, да и жителям Лапландии спокойнее», — подвел итог более просвещенный участник.

Не отставали люди, обсуждающие проект герба в соцсетях. Критические стрелы летели со всех сторон.

«Заплатили художнику 300 тысяч рублей за новый эскиз, который в мае прошлого года и представили общественности. Неблагодарная общественность начала ржать над человеком в набедренной повязке с дубиной, которого прозвали „мужиком в трусах“. Сейчас будут рисовать новый герб. С новыми экспертами и художниками. Хотя оставили бы „мужика с дубиной“ — все мы из пещер вышли и не факт, что не вернемся обратно», — пишет пользователь «ВКонтакте».

«300 тысяч? Мой пятилетний ребенок рисует лучше. „Можно вывести девушку из деревни, а вот деревню из девушки никогда“. Так и новый герб — веет провинциальщиной и безвкусицей. Особенно с короной. Забыли, какой сегодня год, век?» — пишет другой.

Кто такой «мужик с дубиной» и нужен ли он Югре

В Полном собрании законов Российской империи и утвержденном описании Большого герба Всероссийской империи 1856 года есть данные о символе Кондийского княжества: «V. Щит соединенных гербов Северо-Восточных областей империи… В четвертой зеленой части — герб Кондийский: дикий человек с дубовым на голове венком и дубовым же поясом, держащий правою рукою на плече серебряную булаву».

С герба собираются убрать одну из самых древних и самых ценных его частей, восходящую к «Большой государевой книге», созданной в 1672 году во времена правления Алексея Михайловича Романова. Как отмечает блогер в Facebook, «лесной человек» — достояние всей общеевропейской символической традиции, «чудесный властелин далеких окраин».

Цари и императоры Российского государства были европейскими монархами и наследовали европейскую символическую систему. «Лесные люди» появились в ней из средневековой рыцарской литературы кельтского происхождения и традиционно являлись держателями щитов в геральдике династий, происходящих из лесистых местностей.

Геральдическая традиция европейского «лесного человека» в Кондийском княжестве удачно сочетается с фольклорными традициями манси. Для туризма и брендирования бесценны местные истории о духах леса. Такой символ мог бы стать важнейшим ресурсом для Ханты-Мансийского округа.

«Символ с такой историей, такой узнаваемостью и такой эстетической ценности, нельзя уничтожать, его надо использовать в официальной символике и местных брендах, пропагандировать и распространять. Так это сделали, например, в канадском Ванкувере, где местный сасквач был маскотом зимних Олимпийских игр 2010 года, в Сиэтле, где он является символом местной баскетбольной команды, да и вообще много где на Тихоокеанском побережье США и Канады, регионе, где лесной человек как персонаж фольклора весьма распространен», — пишет блогер.

Члены Геральдического совета при президенте Российской Федерации также отметили, что полный отказ от геральдического наследия Югории в гербе современного Ханты-Мансийского автономного округа был бы крайне нежелательным и несправедливым по отношению к историческому наследию края шагом.

Реклама

Реклама