facebook_pixel
  • 31 мая 2019, 00:55

    Полумеры для дебоширов. Закон о спецсредствах на самолетах эксперты сочли недостаточным

    Российская Государственная дума в первом чтении одобрила законопроект о праве экипажа самолетов применять в полете к дебоширам «средства сдерживания», если они подвергают опасности жизнь и здоровье других пассажиров. В частности, речь идет о пластиковых наручниках.
    Полумеры для дебоширов. Закон о спецсредствах на самолетах эксперты сочли недостаточным

    Автор законопроекта депутат от ЛДПР Александр Старовойтов предложил правительству утвердить новую норму Воздушного кодекса РФ и составить перечень спецсредств. Правом отдавать распоряжение об их применении бортпроводниками или сотрудниками службы авиационной безопасности будет наделен командир воздушного судна.

    В пояснительной записке к документу сказано, что крупнейшие российские перевозчики регулярно фиксируют сообщения о случаях нападения на бортпроводников и экипажи самолетов.

    «Принятие данного законопроекта позволит членам экипажа воздушного судна и сотрудникам службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) своевременно и эффективно реагировать на случаи агрессивного поведения пассажиров на борту воздушного судна и предотвращать нанесение вреда жизни или здоровью лиц, находящихся на борту воздушного судна, а также угрозу безопасности полета», — говорится в документе.

    Комитет Государственной думы по транспорту и строительству заявил, что новая норма является логическим продолжением мер, направленных на борьбу со случаями противоправного поведения пассажиров на борту воздушного судна.

    Правовое управление аппарата Государственной думы замечаний концептуального характера к законопроекту не высказало.

    Депутатам предложено к 20 июня представить возможные поправки к документу, чтобы обсудить их в ходе второго чтения.

    Председатель Госдумы Вячеслав Володин признал опасность пьяных выходок пассажиров для самолета. По его мнению, они вполне могут стать причиной авиакатастрофы.

    «Если уговоры не действуют, то важно лишить авиадебоширов любой возможности причинить вред пассажирам, членам экипажа и самолету» — заявил он.

    Однопартиец автора закона, депутат от ЛДПР Дмитрий Савельев, предложил создать службу безопасности или хотя бы обязать перевозчиков держать на борту хотя бы одного бортпроводника-мужчину. По его мнению, хрупкие стюардессы не смогут противостоять пьяным дебоширам и уж тем более надеть на них наручники.

    Александр Старовойтов возразил, что бортпроводницам помогают справиться с хулиганами пассажиры, которые используют для этого подручные средства, вплоть до шарфов и колготок. С принятием закона бороться с дебоширами можно будет с помощью более удобных спецсредств. По мнению Старовойтова, в случае появление службы безопасности билеты на самолеты подорожают.

    Проблема авиадебоширов является общемировой. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), за три года зафиксировано 15 тысяч случаев хулиганства в воздухе. Мировое сообщество авиаперевозчиков всерьез обсуждает необходимость введения весомых штрафов для дебоширов. ИАТА утверждает, что изменение курса или вынужденное приземление обходится авиакомпаниям в сумму от 10 до 200 тысяч долларов.

    В России проблема стоит не менее остро. По данным главы «Аэрофлота» Виталия Савельева, за последние семь-восемь лет во внутренний черный список за скандалы на борту попали 3,5 тысячи человек. Еще 6,7 тысячи человек не были допущены к полету.

    Большинство российских нарушителей отделываются административным арестом до 15 суток и штрафом от двух до пяти тысяч рублей. Максимальное наказание за особо выдающиеся безобразия предусматривает штраф до 500 тысяч рублей, исправительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет.

    Надо менять всю систему

    Пользователи Сети весьма одобрительно отнеслись к новому закону и заявили, что его надо было принять «еще вчера». Они также составили список мероприятий или действий, которые совершенно необходимо внести депутатам в перечень мер, и спецсредств, которые следует применять к негодяям, испортившим перелет.

    Некоторые предложили выдавать сотрудникам аэропортов алкотестеры, аналогичные тем, которыми пользуются сотрудники ГАИ, и проверять пассажиров перед вылетом. Можно также снабдить стюардесс электрошокерами. Их поддержали пользователи, описавшие случаи вопиющего алкогольного опьянения, когда пассажиры не могли опознать собственный багаж. Например, предельно нетрезвая парочка покинула аэропорт только после того, как многострадальные таможенники под хохот зевак помогли найти им чемоданы.

    Один из комментаторов предложил убрать из кафе при аэропортах спиртное. Он написал, что не раз видел, как в Толмачево, Курумоче, Домодедово и Пулково пассажиры «с жадностью» вливали в себя коньяк и вино. И явно не потому, что боятся перелета.

    К списку спецсредств жители Рунета предложили внести кляп для матерщинников, добавить лишний парашют для экстремального отрезвления в принудительном полете пьяного безобразника и приварить к поверхности самолета клетку для содержания особенно буйных пассажиров. Кроме того, россияне предложили в бригаду бортпроводников вводить как минимум одну корпулентную даму «весом под центнер» для усиления аргументации в ходе переговоров с дебоширом.

    Шутки шутками, но авиаперевозчики пару лет назад всерьез задумывались над обучением сотрудников приемам самбо. В частности, лоукостер «Победа» нанял для этого тренеров Международной федерации самбо. Курс был рассчитан на сдерживание агрессии пассажиров с помощью приемов самозащиты. Неизвестно, приходилось ли стюардессам «Победы» применять полученные навыки в полетах, но с 2017 года сообщения об авиадебошах не прекращались.

    Собственно, руководитель «Шереметьевского профсоюза бортпроводников» Илона Борисова в разговоре с «360» заявила, что не одобряет обсуждаемый Госдумой закон.

    «Я категорически не одобряю эту инициативу. Она приведет к тому, что бортпроводники будут обязаны вступать в противоборство с озверевшим дебоширом. Силы априори не равны потому, что основной состав экипажа составляют девушки», — заявила Борисова.

    По ее мнению, если Госдума действительно хочет навсегда покончить с хулиганством на борту самолетов, бороться с дебоширами должны мужчины, грамотные и специально обученные.

    «Вы когда-нибудь видели женщин в ОМОНе? Здесь ситуация та же, к тому же она усугубляется замкнутым пространством и большим скоплением людей. Мы целиком и полностью поддерживаем высказанное в 2014 году предложение МВД о создании службы воздушных маршалов в составе ведомства. Она бы занималась этим вопросом целенаправленно, профессионально, с помощью сдерживающих средств. При любом дебоше дело закончится тем, что бортпроводницу убьют или покалечат», — спрогнозировала руководитель профсоюза.

    Она предупредила, что, если закон вступит в силу, у него будут правовые последствия и авиаперевозчики получат целый букет разбирательств. Иски будут подавать как сами хулиганы по факту применения спецсредств, так и пассажиры, пострадавшие от их действий.

    «Мы не единожды проговаривали, что необходимы меры профилактики. Прежде всего исключить продажу алкоголя на розлив в аэропорту. Исключить провоз алкогольных напитков, купленных в Duty Free, в ручной клади и выдавать их пассажирам по факту прилета с багажом. Необходимо принять на вооружение имеющуюся практику аэропортов Израиля. Они с помощью камер видеонаблюдения вычисляют тех пассажиров, которые могут являться террористами. Людей отслеживают с момента входа в аэропорт вплоть до посадки на борт. Электронные системы выявляют настораживающие отклонения от норм поведения пассажиров. В наших аэропортах можно также установить камеры и отслеживать гипотетических хулиганов», — предложила Борисова.

    По ее мнению, правом вето, отказа в перевозке, надо наделить бортпроводников. Сейчас оно принадлежит командиру воздушного судна, который не отлучается со своего места ради оценки текущего момента и накала страстей в салоне.

    Кроме того, следует учитывать тот факт, что, по мнению медиков, влияние алкоголя в полете только усиливается из-за недостатка кислорода. Нехорошо себя может почувствовать и абсолютно трезвый пассажир. Алкоголь на большой высоте выводится из организма гораздо медленней, и у нетрезвого пассажира могут начаться реальные проблемы со здоровьем. Ответственность за его состояние ляжет на бортпроводников.

    Бывший командир воздушного судна, ныне специалист по безопасности полетов Александр Романов счел обсуждаемый Госдумой закон полумерой.

    «Бортпроводники получат небольшое облегчение. Обычно хулиганов связывают пледами, скотчем заматывают, пластиковые наручники, конечно, удобнее. Но проблему они не решат и, думаю, Госдуме нужно принять более решительные меры. Появление в самолетах охранников, по-моему, роли большой не сыграет. Нужен совершенно другой подход к организации воздушных перевозок», — предложил Романов.

    Он, как и Илона Борисова, сослался на опыт других цивилизованных стран, где агрессивных, подвыпивших или неадекватных пассажиров отслеживают еще в аэропорту.

    «На этапе подхода к регистрации их должно задерживать линейное отделение полиции, которое у нас есть, но практически не играет в контроле состояния пассажиров никакой роли. На борт попадают неадекватные или пьяные пассажиры, старшей бортпроводнице или командиру судна в последний момент приходится решать, допускать ли его до полета. Они часто и на свою голову их жалеют. Эти полномочия надо передать службе организации перевозок или линейному отделению полиции. Пусть они заранее решают, можно ли пропускать таких пассажиров на борт», — резюмировал эксперт.