«Получить статус счастливчика». Почему в России плюшевые акулы из IKEA стали популярнее новых iPhone | 360°

06 ноября 2018, 19:54

«Получить статус счастливчика». Почему в России плюшевые акулы из IKEA стали популярнее новых iPhone

Читать 360 в

С начала осени в российских магазинах IKEA покупка плюшевых акул превратилась в настоящее испытание. Люди выстраиваются в очереди за игрушкой, а ажиотаж вокруг нее сопоставим с интересом к новым моделям смартфонов «яблочной» корпорации. Популярность рыбы настолько высока, что спекулянты уже начали продавать ее по цене, в два раза превышающей реальную стоимость. «360» побеседовал с маркетологами о причине масштабного успеха плюшевой акулы в России.

Мода на акулу из IKEA пришла из Европы, где тренд на игрушку в виде большой плюшевой акулы зародился пару лет назад. К примеру, в той же Швеции «Блохэй» буквально стала звездой соцсетей и плотно вошла в ленту Instagram. Пользователи фотографировали игрушку в необычных местах, попутно переодевая ее в различные наряды. Акула перевоплощалась в офисного работника, повара, модель и даже успела побывать фотографом. Также невероятную популярность акула из полиэстера приобрела в Канаде, где местные жители после приостановки производства этих игрушек написали петицию с требованием возобновить пошив.

В Россию тренд на акулу пришел в начале осени, но достиг апогея только в первых числах ноября. Так, в августе сеть IKEA объявила распродажу и покупатели буквально расхватали всех плюшевых рыб. Уже к 5 сентября на складах России не осталось ни одной игрушечной акулы. Новую партию пообещали завезти через несколько недель, но и она разошлась буквально за пару дней. По рассказам сотрудников одного из магазинов сети в Москве, один покупатель купил сразу 300 плюшевых акул. Своим работникам руководство компании запретило приобретать «Блохэй».

Ажиотаж вокруг игрушек наблюдается не только в столице. К примеру, в Новосибирске местные жители устроили настоящий забег за популярными синими акулами. Утром 1 ноября они в буквальном смысле атаковали магазин, желая получить заветную игрушку. По словам очевидцев, покупатели сбивали с ног своих конкурентов в борьбе за плюшевую рыбу. «Как пираньи накидываются на добычу и рвут ее на части», — рассказал журналистам очевидец Евгений.

Те, кому не досталось акул, пишут посты в официальном сообществе IKEA в соцсетях и пытаются узнать, когда стоит ждать новых поставок. В ответ сотрудники обещают привезти товар в ближайшее время и советуют обратиться за более актуальной информацией в службу поддержки.

На фоне столь высокого спроса спекулянты уже начали вывешивать объявления о продаже акул. К примеру, на Avito за игрушку просят в среднем от двух до четырех тысяч рублей. Для сравнения: в официальном интернет-магазине игрушка стоит всего 1499 рублей, правда, заказать ее пока невозможно. Как рассказал «360» один из продавцов, акулы пользуются спросом, за сутки ему удалось продать около пяти экземпляров.

Удачный пиар-ход

По мнению прошенных «360» маркетологов, феномен популярности игрушки объясняется двумя причинами. Первая — хорошо подготовленная пиар-кампания, которую запустил владелец бренда. По словам члена совета Ассоциации брендинговых компаний России Алексея Муразанова, IKEA раскрутила товар благодаря активному пиару в соцсетях. Действительно, на официальном аккаунте сети в Instagram можно найти множество постов, где акула изображена в разных ракурсах.

«Пиарщики из IKEA сработали на пять баллов. Сначала они выложили в соцсети множество фотографий с забавной игрушкой, запустив тем самым новый тренд. И затем они использовали прием искусственного ажиотажа, подогревая интерес покупателей постоянной нехваткой товара. В результате они не только распродали игрушку, которая никому раньше не была нужна, но и повысили продажи других товаров», — отметил собеседник «360».

Эксперт также добавил, что ставка была сделана на молодую аудиторию, которая более других восприимчива к воздействию. «Фактически IKEA позволила молодым людям получить так называемый статус счастливчика за небольшие деньги. Они стали владельцами якобы эксклюзивной вещи и одновременно помогли увеличить продажи бренда», — заметил Муразанов.

Игрушка выстрелила также благодаря удачному выбору персонажа, уверен член Совета гильдии маркетологов Дмитрий Иванюшин. По его мнению, любая опасная в реальной жизни вещь или животное в ее мягкой и безобидной интерпретации вызывает положительный отклик у потребителя. «Также сравнительно дешевая стоимость игрушки такого большого размера сыграла в пользу ее популярности», — резюмировал собеседник «360».

Реклама

Реклама