• 06 ноября 2018, 19:54

    «Получить статус счастливчика». Почему в России плюшевые акулы из IKEA стали популярнее новых iPhone

    С начала осени в российских магазинах IKEA покупка плюшевых акул превратилась в настоящее испытание. Люди выстраиваются в очереди за игрушкой, а ажиотаж вокруг нее сопоставим с интересом к новым моделям смартфонов «яблочной» корпорации. Популярность рыбы настолько высока, что спекулянты уже начали продавать ее по цене, в два раза превышающей реальную стоимость. «360» побеседовал с маркетологами о причине масштабного успеха плюшевой акулы в России.

    Мода на акулу из IKEA пришла из Европы, где тренд на игрушку в виде большой плюшевой акулы зародился пару лет назад. К примеру, в той же Швеции «Блохэй» буквально стала звездой соцсетей и плотно вошла в ленту Instagram. Пользователи фотографировали игрушку в необычных местах, попутно переодевая ее в различные наряды. Акула перевоплощалась в офисного работника, повара, модель и даже успела побывать фотографом. Также невероятную популярность акула из полиэстера приобрела в Канаде, где местные жители после приостановки производства этих игрушек написали петицию с требованием возобновить пошив.

    В Россию тренд на акулу пришел в начале осени, но достиг апогея только в первых числах ноября. Так, в августе сеть IKEA объявила распродажу и покупатели буквально расхватали всех плюшевых рыб. Уже к 5 сентября на складах России не осталось ни одной игрушечной акулы. Новую партию пообещали завезти через несколько недель, но и она разошлась буквально за пару дней. По рассказам сотрудников одного из магазинов сети в Москве, один покупатель купил сразу 300 плюшевых акул. Своим работникам руководство компании запретило приобретать «Блохэй».

    Ажиотаж вокруг игрушек наблюдается не только в столице. К примеру, в Новосибирске местные жители устроили настоящий забег за популярными синими акулами. Утром 1 ноября они в буквальном смысле атаковали магазин, желая получить заветную игрушку. По словам очевидцев, покупатели сбивали с ног своих конкурентов в борьбе за плюшевую рыбу. «Как пираньи накидываются на добычу и рвут ее на части», — рассказал журналистам очевидец Евгений.

    Те, кому не досталось акул, пишут посты в официальном сообществе IKEA в соцсетях и пытаются узнать, когда стоит ждать новых поставок. В ответ сотрудники обещают привезти товар в ближайшее время и советуют обратиться за более актуальной информацией в службу поддержки.

    На фоне столь высокого спроса спекулянты уже начали вывешивать объявления о продаже акул. К примеру, на Avito за игрушку просят в среднем от двух до четырех тысяч рублей. Для сравнения: в официальном интернет-магазине игрушка стоит всего 1499 рублей, правда, заказать ее пока невозможно. Как рассказал «360» один из продавцов, акулы пользуются спросом, за сутки ему удалось продать около пяти экземпляров.

    «Получить статус счастливчика». Почему в России плюшевые акулы из IKEA стали популярнее новых  iPhone | Изображение 1
    Источник фото: скриншот Avito

    Удачный пиар-ход

    «Получить статус счастливчика». Почему в России плюшевые акулы из IKEA стали популярнее новых  iPhone | Изображение 2
    Источник фото: РИА «Новости»

    По мнению прошенных «360» маркетологов, феномен популярности игрушки объясняется двумя причинами. Первая — хорошо подготовленная пиар-кампания, которую запустил владелец бренда. По словам члена совета Ассоциации брендинговых компаний России Алексея Муразанова, IKEA раскрутила товар благодаря активному пиару в соцсетях. Действительно, на официальном аккаунте сети в Instagram можно найти множество постов, где акула изображена в разных ракурсах.

    «Получить статус счастливчика». Почему в России плюшевые акулы из IKEA стали популярнее новых  iPhone | Изображение 3
    Источник фото: скриншот Instagram

    «Пиарщики из IKEA сработали на пять баллов. Сначала они выложили в соцсети множество фотографий с забавной игрушкой, запустив тем самым новый тренд. И затем они использовали прием искусственного ажиотажа, подогревая интерес покупателей постоянной нехваткой товара. В результате они не только распродали игрушку, которая никому раньше не была нужна, но и повысили продажи других товаров», — отметил собеседник «360».

    Эксперт также добавил, что ставка была сделана на молодую аудиторию, которая более других восприимчива к воздействию. «Фактически IKEA позволила молодым людям получить так называемый статус счастливчика за небольшие деньги. Они стали владельцами якобы эксклюзивной вещи и одновременно помогли увеличить продажи бренда», — заметил Муразанов.

    Игрушка выстрелила также благодаря удачному выбору персонажа, уверен член Совета гильдии маркетологов Дмитрий Иванюшин. По его мнению, любая опасная в реальной жизни вещь или животное в ее мягкой и безобидной интерпретации вызывает положительный отклик у потребителя. «Также сравнительно дешевая стоимость игрушки такого большого размера сыграла в пользу ее популярности», — резюмировал собеседник «360».