• 24 октября 2018, 18:49

    Полеты в космос под угрозой. Почему страховщики не берутся за ракеты‐носители «Союз»

    Ближайшие пуски «Союзов» могут перенести на неопределенный срок. Причиной стало нежелание страховых компаний выдавать ракетам «космические ОСАГО» после аварии на Байконуре. «360» рассказывает, почему это произошло и что же будет с полетами в космос.
    Полеты в космос под угрозой. Почему страховщики не берутся за ракеты‐носители «Союз»

    Авария произошла 11, октября после запуска с Байконура ракеты-носителя с кораблем «Союз МС-10». По предварительным данным, через две минуты после взлета в воздухе столкнулись первая и вторая ступени ракеты. Причиной, по мнению расследующих инцидент экспертов, стало повреждение при сборке ракеты-носителя на земле.

    Ближайший запуск Роскосмоса ракеты «Союз-1.1.б» с аппаратом «Глонасс-М» запланирован на 3 ноября. 18 ноября в космос должны отправить грузовик «Прогресс МС-100». На 3 декабря намечен пилотируемый пуск «Союза МС-11» на ракете-носителе «Союз-ФГ». Однако эти старты могут и не состояться.

    Посла аварии на Байконуре ни одна компания так и не подала заявку на конкурс входящей в Роскосмос ЦЭНКИ по страхованию пусков ракеты. Страхование гражданской ответственности перед третьими лицами при проведении запуска обязательно, без наличия документа старт невозможен. Октябрьский аукцион признали несостоявшимся.

    Ждут конца расследования

    30 октября правительственная комиссия подведет итоги расследования инцидента. Затем отчет будут изучать страховые компании, а Роскосмосу придется провести новый конкурс. Эксперт Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Знаменский пояснил «360», что когда происходят аварии со сложными транспортными средствами, такими как космические корабли или самолеты, как правило, их запуски или эксплуатацию приостанавливают до выяснения причин. Так стараются исключить системные ошибки и неисправности.

    «Именно поэтому страховщики не хотят браться за это дело, предпочитая подождать конца расследования правительственной комиссии и точного выяснения причин аварии. То есть их останавливают чисто технические причины, именно с точки зрения обеспечения надежности и безопасности», — уточнил он.

    При этом эксперт затруднился вспомнить случаи, когда старт ракеты не состоялся бы из-за отсутствия страховки. К тому же какие-то запуски произведут в любом случае — они необходимы для обеспечения жизнедеятельности экипажа Международной космический станции (МКС). При этом он отметил, что страхование ракет достаточно сложная деятельность, которая может принести прибыль только в долгосрочной перспективе.

    «Положительный финансовый результат может быть достигнут лет за 10. Только большое количество запусков может принести нормальную прибыль. Вот представьте, запустили, а ракета упала — все компании ушли в минус. А страховые резервы по такой выплате формируются много лет, если в это время не было таких аварий», — добавил он.

    Невозможно оценить риски

    По данным ТАСС, запуск «Союза» был застрахован в «Согласии» на 4,65 миллиарда рублей. При этом страховая выплата составит 143,3 миллиарда. 96% риска «Согласие» перестраховало в «Ингосстрахе» (более 1,1 миллиарда рублей), Российской национальной перестраховочной компании (800 миллионов), «Альфастраховании» (свыше 100 миллионов рублей), еще часть в «ВТБ страховании», «Согазе» и иностранных компаниях.

    Вице-президент «Ингосстраха» Александр Подчуфаров, пояснил, что пока официальной информации о причинах аварии при запуске космического корабля «Союз-МС» нет. Поэтому компания не может адекватно оценить возможные риски и сформировать перестраховочную защиту проекта.

    «До тех пор, пока страховой рынок не убедится в том, что причины аварии установлены и приняты все необходимые меры по недопущению впредь подобных аномалий, он либо будет воздерживаться от участия в страховании подобных проектов, либо в крайнем случае будет давать заградительные ставки по риску», — заявил он.

    Официальный представитель «Альфастрахования» Юрий Нехайчук сообщил «360», что их компания также ожидает заключения комиссии, чтобы правильно оценить риски и стоимость услуг.

    Без страховки летают

    Источник «360» в отрасли пояснил, что без страховки ракеты летают, просто ответственность за это будет нести сам Роскосмос. Вообще страхование старта космических кораблей можно разбить на две части. Первая страхует все части ракеты и безопасность полета от пуска до выхода на орбиту. Вторая — от выхода на орбиту до момента стыковки с МКС.

    «Почти каждый третий запуск у нас в стране проходит „как-то не так“. Поэтому никто из страховщиков никогда не берет на себя 100% рисков, а перестраховывает их в том числе и в зарубежных компаниях», — отметил он.

    Иная ситуация у крупных, транснациональных страховщиков, которые имеют возможность участвовать в страховании в разных странах. Они берут на себя российские, французские, индийские, китайские риски. И общая размерность их убытков ниже, чем у российских компаний.

    «У нас единственный подрядчик по стартам. Роскосмос один, мы же не можем предложить свои услуги Илону Маску. Вот и стараемся отбить деньги через перестрахование. Точно так же мы можем и иностранные риски принести к нам. У того же Маска убыточность немного поменьше», — сказал собеседник.

    Западные перестраховщики понимают стоимость риска при запуске в разных регионах и оценивают вероятность взлета ракеты. «Мы здесь этого предположить, если честно, не можем», — заключил он.