facebook_pixel
  • 15 марта 2019, 22:06

    Художник без границ: Покрас Лампас как секретное оружие России

    Что общего у любителя уличных граффити и Казимира Малевича, кто станет автором нового «Черного квадрата» и переживет ли современное российское искусство эпоху Павленского — разбирается колумнист «360».
    Художник без границ: Покрас Лампас как секретное оружие России | Изображение 1
    Источник фото: Twitter / @PokrasLampas

    «Скромно сообщаю, что теперь мои полотна можно увидеть на одном из самых больших экранов на Таймс-Сквер в Нью Йорке! Искусство без границ!», — такая новость недавно появилась в Twitter-аккаунте российского стрит-арт художника Покраса Лампаса.

    Вроде бы мелочь, а приятно — работы нашего соотечественника теперь транслируются на центральной площади одного из самых густонаселенных городов мира.

    При этом, надо признать, что только по-настоящему пытливый зритель догадается, что перед ним картины из далекой России. Кажется, спустя почти сто лет, повторяется история однажды уже изменившая лицо современного искусства — «северные варяги» вторгаются в пределы упорядоченного мирка солидных галерей и музеев, чтобы перевернуть его с ног на голову.

    Каллиграфия вместо квадрата

    Василий Кандинский и Казимир Малевич — сейчас эти имена знакомы всем, кто интересуется изобразительным искусством. Но в пору своей творческой активности это были молодые и дерзкие художники, бросавшие вызов всему накопленному до них опыту работы с кистью и холстом.

    Ну как простая геометрическая фигура на белом фоне может сравниться с фотографически точными картинами эпохи Ренессанса? Оказалось, может. Абстрактные течения от супрематизма и кубизма до экспрессионизма и футуризма стали катализатором рождения новых, немыслимых ранее, методов описания реальности.

    Роль абстракционизма в переосмыслении европейского искусства огромна — это не только живопись, но и новый подход к танцам, театральным постановкам, литературе. Созданная при активном участии выходцев из России эстетика была популяризована и на большом экране — ее следы можно найти, в том числе, в научно-фантастическом «Метрополисе», признанном одним из величайших фильмов в истории кино.

    Кандинского, Малевича и других будущих классиков абстрактного искусства жестко критиковали при жизни. Их искусство находили примитивным, вульгарным и заточенным на поиск дешевой популярности. Интересно, что те же претензии нередко предъявляют Покрасу Лампасу. Это, кстати, его имя по паспорту — мастер стрит-арта официально изменил свое имя на псевдоним, сделавший его популярным.

    Покрас — значит «пойти покрасить», а второе слово просто подобрано в рифму. Художник также называет себя «каллиграфутуристом» и работает в необычном жанре, сочетающим огромные граффити и необычные шрифты.

    По его собственным словам, он пытается представить будущее человечества в котором современные культуры трансформируются, переплетутся между собой и станут совершенно другими — вот такая метафора прячется за неожиданными изгибами загадочных форм букв и знаков, которыми Покрас расписывает свои холсты.

    Скандальное искусство

    В начале нулевых, Лампас был еще Арсением Пыженковым и регулярно ездил на электричке из подмосковного Королева в Москву. Своеобразная «галерея» граффити под открытым небом, расположившаяся вдоль железной дороги, стала его первым источником вдохновения.

    Славу ему принесли рекордные по размеру композиции. К примеру, огромная каллиграфия, сделанная на крыше бывшей фабрики «Красный октябрь» — ее раньше называли единственным произведением современного искусства в России, которое можно увидеть из космоса.

    Эффектных и больших росписей было еще много — в Риме Лампас нарисовал каллиграфическое граффити на крыше Дворца итальянской цивилизации, а в Петербурге создал мурал «Дуализм» — но по-настоящему прорывной стала его роспись перед стадионом «Локомотива».

    Пять тысяч литров краски, 11 тысяч квадратных метров — теперь слоган футбольной команды «У нас свой путь», закодированный на разные лады, можно увидеть не только с высоты птичьего полета, но, кажется, даже с Луны. «Главным трансфером года в искусстве» назвал совместный проект с художником гендиректор «Локомотива» Илья Геркус.

    Будем откровенны, далеко не все футбольные фанаты оценили творчество Лампаса. Возможно, их заставит передумать сегодняшняя новость — «Локо»-граффити выиграло престижную премию AD Design Award. Об этом написал сам художник в своем Instagram.

    Нередко новые и необычные формы искусства встречаются обществом и критиками в штыки, и только спустя годы признаются настоящей классикой своего времени.

    В последние годы современное искусство по-русски ассоциировалось за границей со скандальными выходками акционистов, самый известным из которых (хоть это и сомнительная честь) может считаться Петр Павленский. О его акциях снимали документальное кино, телепередачи, писали большие серьезные тексты. Но прошло совсем немного времени и что можно вспомнить об «эпохе Павленского» кроме ряда неприятных скандалов?

    Чтобы оставить в прошлом эти ассоциации, не надо возвращаться к условным «гуслям и балалайкам». Лучше присмотреться к искусству, которое хоть и считается скандальным, но при этом действительно свежо, оригинально и является чем-то большим, чем вызывающий перформанс.

    Сам Покрас Лампас считает свое творчество интернациональным, не меньшими космополитами были Кандинский и Малевич. И все-таки их картины остаются частью огромного художественного наследия, которое до сих пор пробуждает по всему миру интерес к России.

    Настоящее искусство не знает границ, но границы между государствами и культурами будут существовать пока человеческая цивилизация окончательно не переедет жить на сервера. Пока до этого не дошло, такие люди как Лампас будут нашим тайным козырем в рукаве, частью мягкой силой, способной преодолеть любой негативный стереотип об «этих русских».

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.