20 марта 2019, 21:15

«Поисковая» конкуренция. Как Евросоюз заставлял Google платить многомиллиардные штрафы

Читать 360tv в

Корпорация Google предоставит выбор поисковика для своих европейских пользователей. Теперь юзеры Android смогут сами решить, каким браузером они хотят пользоваться, хотя ранее поисковик от Google был встроен в гаджеты по умолчанию. На подобные уступки американская компания пошла после того, как Еврокомиссия выписала штраф на рекордные пять миллиардов долларов за нарушение антимонопольного законодательства.

Google начнет спрашивать у европейских пользователей Android, какой браузер и поисковую систему они предпочитают на устройствах. С этого момента все юзеры Android смогут сами выбирать, какими приложениями пользоваться. Причем нововведение будет касаться как только купленных гаджетов, так уже бывших в использовании.

«На Android-смартфонах вы всегда сможете установить любую поисковую систему или браузер, который хотите вместо предустановленных. Фактически средний пользователь Android устанавливает около 50 дополнительных приложений на свое устройство. Теперь мы хотим сделать все возможное, чтобы владельцы Android знали о широком выборе браузеров и поисковых систем», — рассказал об обновленной политике корпорации вице-президент Google по глобальным вопросам Кент Уокер.

Чтобы следовать предписанию ЕС, Google достаточно будет внести пару изменений в софт, которые не повлекут за собой значительных денежных затрат, считает ведущий аналитик Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Урван Парфентьев.

От Google требуется создать дополнительное диалоговое окно, которое вместо немедленного перехода к загрузке программного обеспечения будет предлагать альтернативные варианты. Здесь вопрос имеет сугубо программно-технический характер, который просто решается

Рекордный штраф

Смена ориентиров произошла в ответ на наложенный на компанию рекордный штраф летом прошлого года. Тогда Еврокомиссия предписала выплатить его за нарушение антимонопольного законодательства. По мнению еврокомиссаров, компания использовала «антиконкурентные практики» в системе Android.

Так, по словам европейских чиновников, компания принуждала производителей смартфонов на базе ОС Android предустанавливать на них продукты Google, в том числе и браузер Chrome. Причем корпорация нередко дополнительно платила производителям и мобильным операторам, чтобы те применяли только один поисковик.

Google пробовал опротестовать решение в суде, аргументируя тем, что делит рынок с компанией Apple, которая также использует агрессивный маркетинг для привлечения новых клиентов. Но Еврокомиссия заявила, что «Яблоко» не может составить Google равную конкуренцию из-за более высоких цен на свои гаджеты. По данным Bloomberg, в ЕС девайсами на Android пользуются порядка 65% европейцев. В числе самых покупаемых смартфонов значатся флагманы от Samsung и Huawei.

При таком раскладе Google было выгоднее пойти на уступки Евросоюзу, чем пытаться опротестовать решение и лишиться столь значительного рынка, считают опрошенные «360» эксперты.

«Возможные потери от перехода части клиентов Google на продукты конкурентов несравнимы с размером уже полученного штрафа от ЕС. У европейцев нет своих крупных технологических разработок, IT-рынок давно поделен между американскими концернами, поэтому Евросоюзу ничего не остается, как регулировать поле применением антимонопольных законов», — заметил в разговоре с «360» ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.

Примечательно, что аналогичные обвинения против Google ранее были выдвинуты в России. Так, Роскомнадзор утверждал, что корпорация нарушает правила конкуренции, автоматически устанавливая на девайсах браузер Chrome. Теперь пользователям Android-смартфонов в России при первом запуске предлагается выбрать поисковую систему: Google, «Яндекс» или Mail.Ru.

Рекламные уловки

Впрочем, Евросоюз наказывает Google и за агрессивную рекламную политику концерна. Так, в июне 2017-го еврокомиссары предписали IT-компании выплатить в бюджет около 2,4 миллиарда евро за нарушения правил конкуренции. Согласно результатам следствия, которое продолжалось семь лет, компания злоупотребила своим положением, продвигая свой сервис с покупками.

По версии антимонопольной службы Евросоюза, Google демонстрировал пользователям результаты запросов в «Google Покупки», искусственно опуская в выдаче поиска сайты конкурентов сервиса. Такие хитрости, по подсчетам ЕС, увеличили продажи компании в среднем на 20%. Инженеры Google вновь пошли на уступки и устранили недочеты в поисковой системе выдачи.

Тем не менее в марте текущего года ЕС опять заподозрил корпорацию в нечистой игре. В новом заявлении Европейской комиссии говорится о том, что Google заключал эксклюзивные соглашения с рекламодателями, запрещая им пользоваться поисковыми результатами от конкурентов. В частности, речь шла о сервисе контекстной рекламы от Google под названием AdSense.

В качестве доказательства злоупотреблений следствие привело требования американской корпорации, датированные 2006 годом. Так, Google при заключении контрактов со сторонними сайтами запрещал им размещать рекламу конкурентов поисковика в своих поисковых выдачах. Теперь Евросоюз требует от корпорации выплатить штраф в размере 1,5 миллиарда евро.

Примечательно, что постоянные разбирательства преследуют концерн не только в ЕС. В середине декабря прошлого года Google получил судебное предписание и в России. Так, сотрудники Роскомнадзора оштрафовали корпорацию на 500 тысяч рублей за то, что она не выполнила требования регулятора по подключению к системе с реестром запрещенных интернет-ресурсов.

Дело в том, что поисковик должен был подключиться к реестру запрещенных сайтов, чтобы убирать из выдачи нелегальные в России сайты. Компания обязана была сделать это в течение 30 дней после требования Роскомнадзора, но в ведомстве обнаружили, что поисковик так и не подключился.

Реклама

Реклама