• Подрядчики не потянули Большой Театр. Почему Минкультуры не успело отреставрировать исторические объекты

    Счетная палата провела аудит реставрационных работ, проводимых под руководством Министерства культуры. На начало 2019 года дирекция Минкультуры задержала сдачу 13 проектов по реставрации объектов исторического наследия, выяснили сотрудники ведомства. В числе самых проблемных Новодевичий монастырь и Большой театр — здесь подрядчики допустили наибольшее количество ошибок. Почему работы не были сданы в срок, разбирался «360».
    Подрядчики не потянули Большой Театр. Почему Минкультуры не успело отреставрировать исторические объекты

    Счетная палата провела аудит реставрационной деятельности дирекции Минкультуры. «Проверка выявила недостатки и нарушения практически на всех этапах реализации инвестпроектов», — говорится в докладе ведомства.

    По оценке Счетной палаты, в период с 2016 по 2018 год Минкультуры приняло и оплатило работы подрядчиков на 51,4 миллиона рублей. При этом, по мнению ведомства, сданные проекты по «факту не были выполнены».

    Неквалифицированные кадры

    Подрядчики не потянули Большой Театр. Почему Минкультуры не успело отреставрировать исторические объекты | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    Так как Минкультуры исправно возвращает бюджетные деньги в казну, в плохом выполнении работ в большей степени виноваты неквалифицированные подрядчики, считают в Счетной палате. «Основная причина сложившейся ситуации в низкой компетенции компаний-проектировщиков», — говорится в сообщении ведомства.

    Так, 13 из 14 планировавшихся на 2017–2018 годы проектов ведомством до сих пор не завершены. В список, например, попали усадьба «Старое озеро» в Ростове, комплекс зданий Литературного института, берегоукрепление бухты в Севастополе, школа-студия Моисеева, Академическое художественное училище, Фондохранилище в Торжке, рязанский Музейный комплекс и Мастерские Большого театра. Причем реставрация зданий Большого театра не только не была проведена в намеченные сроки, но стоимость работ по возвращению исторического вида значительно выросла. В случае Большого театра она возросла более чем на 90% — почти на 900 миллионов рублей, подсчитал Мень. По его словам, основная проблема в отношении Большого театра в том, что большая часть подрядчиков объявила себя банкротом. В итоге деньги с них взыскать так же сложно, как и найти новых проектировщиков, которые бы смогли исправить допущенные ошибки, объяснил он в разговоре с «360».

    Похожая тенденция наблюдается и в случае с реставрационными работами над восстановлением инженерных сетей ансамбля Новодевичьего монастыря. Обновить системы поручил лично президент РФ Владимир Путин. На эти цели ведомство выделило около 59 миллионов рублей. Подрядчики обязаны были сдать проект в срок до 20 декабря прошлого года, однако он так и не был доведен до логического конца. В ходе сделки госзаказчиком выступало ФАУ «РосКапСтрой», а единственным исполнителем — ООО «Строительная компания „Под ключ“». «360» отправил запрос в ООО «Строительная компания „Под ключ“», где подтвердили, что занимаются проектом, но комментировать ход работ отказались.

    Как выяснили представители Счетной палаты, на 1 марта 2019 года работы не были закончены, а израсходовать успели всего пятую часть суммы. Аудиторы также усомнились в обоснованности цены контракта. Проектировщика заподозрили в отсутствии профильного опыта и низком качестве проекта.

    М​ежду тем непосредственно за ходом работ следит Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ. Она выступает госзаказчиком по профильным объектам капитального строительства в рамках ФЦП «Культура России» и ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года». «Минкульт в этой ситуации выступает скорее как контролирующий орган», — подчеркнул Мень.

    Индивидуальный подход

    Подрядчики не потянули Большой Театр. Почему Минкультуры не успело отреставрировать исторические объекты | Изображение 2
    Источник фото: РИА «Новости»

    При этом сроки сдачи затягиваются не всегда только по вине подрядчиков, отмечают опрошенные «360» участники рынка. «Например, в ходе анализа объекта уже на местности могут вскрыться новые условия. Эти изменения приводят к затягиванию сроков сдачи и зачастую — к увеличению общей сметы на проект. Невозможно унифицировано рассчитать сумму и время для всех проектов. Тут необходим индивидуальный подход, только на разработку плана по реставрации может уйти два-три года», — отметил в разговоре с «360» архитектор-реставратор высшей категории Рафаэль Даянов.

    Нередки случаи, когда к работам привлекаются неквалифицированные инженеры, что в итоге может привести к провалу всего хода работ, добавляет эксперт. «Часто компании на тендере заявляют, что могут выполнить работы, хотя не имеют даже профильного портфолио. Они предлагают выполнить реставрацию в подчас невыполнимые сроки и за низкую оплату. На деле они выигрывают подряд, получают первый транш и проводят исследование объекта, в ходе которого выясняется, что они не выходят ни по срокам, ни по смете. В этом случае им проще обанкротиться, чем продолжать проект», — объясняет собеседник «360».

    Представители Министерства культуры с доводами Счетной палаты согласились, говорится в сообщении аудиторов. Замминистра культуры Сергей Обрывалин пообещал выполнить все предписания контролеров и взять ситуацию под контроль. «360» отправил запрос в Минкультуры в отношении данного дела, но получить оперативных комментариев на момент публикации не удалось.

    Как рассказали «360» в Счетной палате, по всем выявленным нарушениям ведомство отправило доклад президенту, а также письма в правительство, Минкультуры, Минстрой, ФАС и Росстат и доклады в Думу и Совфед. Вдобавок коллегия направила обращения в Генпрокуратуру и представления в дирекцию Минкультуры и ФАУ «РосКапСтрой» Минстроя России.