26 сентября 2018, 15:39

Блок на подозрительные покупки. Как работает закон о заморозке карт

Читать 360tv в

В России вступил в силу закон о временной блокировке кредитных карт. Теперь банки имеют право не только заморозить сомнительные транзакции своих клиентов, но и приостановить все операции по подозрительной карте на два дня. По мнению экспертов, ужесточение контроля вряд ли позволит в полной мере защитить россиян от мошенников. Как это будет работать и что делать при неожиданной заморозке карты, рассказывает «360».

В среду, 26 сентября, вступил в силу Федеральный закон 167-ФЗ. Нововведение позволяет сотрудникам банков на срок до двух рабочих дней замораживать карты и сомнительные операции по ним при подозрении на хищение.

Реклама

Согласно закону, банки могут временно приостановить операцию по карте или заморозить саму карту, если увидит признаки сомнительных действий. Критерии «сомнительности» ранее установил Центробанк. Чаще всего в эту категорию попадают транзакции, которые не соответствуют финансовому поведению конкретного человека. К примеру, держатель карты всегда расплачивался за мелкие товары в супермаркете, но вдруг захотел сделать крупную покупку в интернет-магазине. С большой вероятностью банку такой запрос покажется подозрительным.

Кроме того, банкиры будут опираться на географический принцип, отмечает генеральный директор ЗАО НИП «Информзащита» Сергей Шерстобитов. «Например, если платеж по карте пытаются осуществить в Таиланде, хотя час назад этой картой клиент воспользовался в Москве. Также учитывается прошлый покупательский опыт клиента: если банк получит запрос от неизвестного интернет-магазина, которым никогда раньше не пользовался владелец карты, то он посчитает операцию подозрительной», — подчеркнул собеседник «360».

В любых подобных случаях сотрудники тут же позвонят клиенту или свяжутся через мессенджеры и приложения. Если клиент сообщит банку, что не совершал ту или иную операцию, она будет отменена. В случае, если связаться с клиентом не удалось, все операции по карте приостанавливаются на два рабочих дня, в течение которых клиент может отменить платеж. По истечении этого срока операцию все равно проведут.

Нововведение также предусматривает защиту от мошенников для юридических лиц. Благодаря закону фирмы могут приостановить операцию по переводу средств уже после того, как было сделано списание. Чтобы вернуть незаконно снятое, им нужно будет позвонить в банк-партнер, который свяжется с банком-получателем. Если банкиры увидят признаки «сомнительности», то заблокируют средства на пять дней. За это время получатель платежа должен будет предоставить документы, подтверждающие правомерность транзакции.

Наживка для мошенников

За 2016 год мошенники незаконно провели по картам россиян порядка 300 тысяч операций. Преступники пытались вывести с карт клиентов около миллиарда рублей, часть из которых была украдена, свидетельствуют данные закона «О хищении денежных средств».

Мошенники год от года становятся все более изобретательными. В последнее время в социальных сетях преступники представляются сотрудниками банков и выманивают информацию у доверчивых пользователей. Для правдоподобности образа они создают копию профиля сотрудника кредитной организации. Сначала мошенники звонят потенциальной жертве и просят ее назвать номер карты, угрожая блокировкой. Затем они пытаются выудить другие данные карты, включая CVV-код. Отличить вора от реального сотрудника банка просто: достаточно помнить, что менеджеры финансовой организации и работники органов власти никогда не запрашивают данные карт.

Впрочем, даже временная блокировка карт клиентов вряд ли способна на 100% защитить средства россиян, уверены опрошенные «360» участники рынка. «Это, безусловно, поспособствует наведению порядка в индустрии и сокращению числа хищений, но полностью решить проблему не сможет. Правда, от вывода средств через счета дропперов (лиц, через чьи банковские карты хакеры выводят похищенные средства — ред. „360“), такие механизмы не спасут», — отметил Сергей Шерстобитов.

Скорее всего, мошенники, наоборот, воспользуются лазейкой и будут выманивать данные карты, прикрываясь законом, подчеркнула в беседе с «360» председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева.

После того, как в начале сентября анонсирование принятие этого закона, тут же активизировались хакеры, которые звонили клиентам банков и сообщали якобы о блокировке карты. Люди в панике сдавали все свои пароли и данные, что привело к снятию средств

Если у вас возникли подозрения в процессе разговора с менеджером банка, то не сообщайте ему никаких данных и не подтверждайте проведение операций. Лучше сами перезвоните на горячую линию или напишите в официальный чат банка, советуют эксперты.

Между тем временная заморозка платежного «пластика» имеет один существенный минус и может причинить неудобства пользователям. За поиск сомнительных операций отвечает система, а она способна ошибиться и посчитать рядовую транзакцию подозрительной. К примеру, вы решили оплатить по карте покупку нового iPhone, хотя раньше расплачивались только по мелочам. Также клиент может передать свою карту детям или родственникам в другой регион России. И те не смогут ей расплатиться, ведь держатель карты находится на другом конце страны, а в банке подумают, что это дело рук мошенников.

Реклама

Реклама