Подоходный контроль. Клиентов «Рокетбанка» попросили отчитаться о мелких покупках | 360°

16 июля 2018, 19:43

Подоходный контроль. Клиентов «Рокетбанка» попросили отчитаться о мелких покупках

Читать 360 в

Клиенты «Рокетбанка» возмутились обслуживанием. То их просят рассказать о каждой из трех тысяч операций по карте, то требуют отчитаться о целях снятия наличных. А некоторые уточняющие вопросы от сотрудников организации сравнивают с упреками родителей, не желающих выдавать подростку слишком много карманных денег. «360» поговорил с юристами и попытался понять, с чем связано столь пристальное внимание к обычным тратам.

Предъявите документы

Два с половиной года назад пользователь Twitter Бенцион Вишер завел счет в банке «Открытие». Затем в организации произошли изменения, и она приобрела «Рокетбанк». В итоге получилось так, что финансы Бенциона перешли в ведение уже новой структуры. Когда мужчина решил закрыть счет, он столкнулся с неожиданной проблемой. Сотрудник «Рокетбанка» потребовал пояснений по каждой проведенной операции. А их было 3098.

Реакция Бенциона была ожидаемой. Он не стал вспоминать, когда и на что тратил свои деньги, а высказал все, что думает о банке с такими требованиями.

Ряд комментаторов поинтересовались, чем же Бенцион заслужил такой контроль со стороны банка. Мужчина ответил, что у него нет официального дохода на сумму операций по карте. Сочувствующих пользователей это объяснение не убедило. В конце концов, Бенцион не единственный человек с неофициальным доходом. Оставалась надежда, что сотрудников банка смутил характер денежных операций.

«Вы серьезно? Такси, „Призма“, „Перекресток“, „Спар“, кинотеатры, Adidas, Ikea — это подозрительно? Ну, ок», — написал Бенцион Вишер.

На что деньги тратите?

Спустя несколько дней в похожую ситуацию попал и некий Alex Alexeev. В Facebook он выложил скрин переписки с представителем «Рокетбанка». Судя по фотографии, с ним и Бенционом общался один и тот же сотрудник по имени Михаил. На этот раз его интересовал источник дохода клиента и то, на что идут деньги.

«„Рокетбанк“ заблокировал дебетовые счета, ограничив доступ к собственным средствам. И с сожалениями и извинениями предложил рассказать о непонятных банку приходах и, что самое главное, о расходах. Да, это не опечатка: чтобы банк вернул деньги, он должен знать, на что я их трачу! (тут должно быть так: „Ну, мааам…“)», — написал Alex Alexeev.

Пост разделил комментаторов на два лагеря. Одни сочли требование банка законным, а другие решили, что политика «Рокетбанка» находится за гранью понимания.

Законность требований

Руководитель аналитической службы юридической фирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова рассказала «360», что банк не должен требовать объяснений по каждой без исключения операции. Она напомнила о существовании Федерального закона 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Документ устанавливает пороговое значение в 600 тысяч рублей. Банки могут контролировать сделки от этой суммы и выше.

«По более мелким сделкам банк тоже может запрашивать документы, но только в тех случаях, когда у банка есть обоснованные подозрения о том, что операция является какой-то необычной», — отметила Плешанова.

По словам юриста, сомнения у банка могут возникнуть, когда некое юрлицо без четкого обоснования переводит деньги на счет физического лица, которое тут же стремится их обналичить.

Никакой «антиотмывочный» закон не предусматривает тотального контроля над операциями

«Если человек снимает умеренную сумму, чтобы что-то купить, оплатить услугу, сходить в парк отдохнуть или в ресторан, банк не должен это контролировать», — пояснила эксперт.

Если клиент все же отчитается перед банком о своих расходах, но его счет так и останется заблокирован, специалисты рекомендуют обратиться к руководству финансовой организации. А в случае неудачи — идти в суд.

«Будут исследоваться вопросы, обоснованно ли банк потребовал объяснения и предоставил ли клиент все необходимые документы», — заключила Плешанова.

Юрист, доцент кафедры гражданского права Всероссийского государственного университета юстиции Андрей Некрасов отметил, что банки часто объясняют требования заботой о клиентах. При этом их действия доставляют определенные трудности. В случае с «Рокетбанком» Некрасов призвал учитывать специфику этой организации.

Это не клиентоориентированная работа. Потребители всегда могут отказаться от услуг такого банка. Либо узнать, на каком основании у них требуются подтверждения

«Это некий технический проект, который интегриговался в отдельные финансовые учреждения. Поэтому требования к клиентам могут исходить от банка, который интергировал в себя этот сервис», — сказал эксперт.

Юрист предположил, что в отдельных ситуациях «Рокетбанк» хочет обезопасить себя перед налоговой. Впрочем, не исключено, что сотрудники просят клиентов предоставить документы из-за внутренних регламентов организации.

Эксперт подчеркнул, что заблокированные деньги в итоге всегда должны вернуться клиентам. Но исключения все же бывают.

«Если есть подозрение, что вы занимаетесь отмыванием денег или финансированием терроризма, тогда деньги можно не просто заблокировать, но и изъять», — заключил Некрасов.

Позиция банка

В самом «Рокетбанке» не стали комментировать «360" ситуации, описанные в соцсетях. Однако в пресс-службе учреждения рассказали о целях финансового мониторинга клиентских счетов.

«Финмониторинг в банках — это внутренние технические решения по поиску подозрительных операций, которые работают автоматически. Чтобы было понятно, то в пример приведем фродмониторинг — это тот самый автоматический бот, который специально настроен отлавливать действия мошенников с вашей картой и спасать клиентов от кражи средств. Есть закон о противодействии отмыванию денег, и он предъявляет единые требования для всех банков. Чтобы в последующем к банку не возникало вопросов со стороны проверяющих органов, мы должны быть уверенными в том, что каждая операция клиентов не нарушает законы РФ. Именно это и является единственным критерием для банков — законность совершенной операции», — отметили в пресс-службе.

В «Рокетбанке» подчеркнули, что специалисты всегда стараются идти навстречу клиентам. Сотрудники учреждения запрашивают только ту информацию, которая позволит провести операцию.

«Мы разработали такой подход, когда заметили, что другие банки блокируют без объяснения причин, и это вызывает у клиентов еще больше вопросов. Со своей стороны комментировать действия службы безопасности и раскрывать данные клиента мы не можем по закону», — подчеркнул представитель банка.

В банке не исключают, что у держателей карт может быть свое объяснение происходящего. «Клиент может высказывать свою версию событий в любой форме, которой ему хочется, но это все равно останется только его версией, так как истинные критерии действий ни один банк не раскроет по закону», — заключили в пресс-службе.

Реклама

Реклама