Подлодка пропала 70 лет назад. Как затонула субмарина, к которой погрузился Путин? | 360°

27 июля 2019, 21:33

Подлодка пропала 70 лет назад. Как затонула субмарина, к которой погрузился Путин?

Читать 360 в

аф

Президент России Владимир Путин во время погружения в батискафе на дно Финского залива приблизился к подводной лодке Щ-308 «Семга». Эта субмарина затонула во время Великой Отечественной войны и нашли ее только в прошлом году. До ее обнаружения историки не знали о причинах, по которым погиб экипаж. «360» собрал все, что известно об этой подводной лодке.

Реклама

Подводная лодка Щ-308 «Семга» вышла с завода Красное Сормово в городе Горьком, который сегодня носит название Нижний Новгород весной 1933 года и ее тут же спустили на воду. Через два года она вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Несмотря на начало советско-финской войны «Семга» не принимала участия в боевых действиях. В это время она находилась на заводе в Ленинграде, где ее модернизировали.

Первое боевое крещение для субмарины вышло комом. С началом Великой Отечественной войны под командованием капитана-лейтенанта Александра Маркелова она вышла сначала в Таллинн, а потом на маневренную базу, откуда ее отправили в Норчепингскую бухту.

Однако капитан действовал вяло. В тот год через шведские территориальные воды Германия направляла свои военные грузы, но по какой-то причине капитан советской подлодки посчитал, что эти цели не представляют особой ценности. После возвращения его отправили под трибунал, а после в штрафбат, где он кровью искупил свою вину.

После лодка долго стояла на ремонте в Ленинграде. Но город подвергся обстрелу вражеской авиации. Для того, чтобы спасти субмарину ее перевели на время в Кронштадт, но года «Семга» возвращалась обратно, она села на мель и попала под артобстрел. Экипаж удалось спасти. Они пересели на сторожевой катер, который доставил их в безопасное место.

Капитан Лев Костылев стал третьим капитаном «Семги». Второго сняли с этой должности, потому что личный состав при нем оказался слабо подготовлен. 22 октября лодка вышла в район острова Уте, где она заняла боевую позицию. Меньше чем за месяц подлодка подорвала три корабля противника водоизмещением 16 тысяч тонн. Но и сама в боях она получила повреждения. Командир запросил приказ на возвращение. Он получил приказ идти в Кронштадт. Но субмарина так и не дошла до места назначения. На ее борту были 40 членов экипажа.

Историки несколько лет рассматривали различные версии событий, что же произошло с пропавшей субмариной. Сообщалось, что она могла взорваться от торпеды финской подводной лодки «Ику Турсо». Но против этой версии говорит то, что приводимые даты говорят о том, что «Семга» получив приказ о возвращении в Кронштадт еще неделю находилась на боевой позиции. Второй версией рассматривалась возможность того, что от полученных повреждений у подводной лодки отказала техника. Третьим вариантом развития событий стал подрыв на мине во время прохода заграждений.

До весны прошлого года никто не знал, что же произошло с подводной лодкой Щ-308 «Семга» и ее экипажем. Остов лодки обнаружили в прошлом году во время экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». Выяснилось, что подводная лодка погибла в промежутке между 24 и 26 октября 1942 года от взрыва немецкой мины.

Экспедиция опубликовала видео с погружением и обнаружением подлодки.

В преддверии Дня Военно-морского флота к лодке на батискафе спустился президент России Владимир Путин в знак сохранения памяти погибшего экипажа.

Уже после погружения в беседе с журналистами президент заявил, что поиск затонувших во время Великой Отечественной войны нужно продолжать.

«У нас много еще объектов и много наших моряков, которые считаются пропавшими без вести. Почти половина всех подводных лодок, которые погибли во время Второй мировой войны на Балтике», — отметил президент и подчеркнул, что сегодня одним пропавшим экипажем стало меньше. Владимир Путин особо отметил, что Россия никогда не забывает своих героев.

Реклама

Реклама