08 июля 2019, 14:35

Поддельный рай шопоголика. Как реплики люксовых брендов заполнили гардероб россиян

Читать 360tv в

Россияне все чаще стали отдавать предпочтение люксовым брендам. Правда, покупают они не настоящие вещи от дизайнеров, а реплики известных модных домов. Как показывает исследование BrandMonitor, россияне не жалеют денег на поддельные футболки, кроссовки, джинсы и сумки. Как легальный рынок реагирует на подобных конкурентов и есть ли в России будущее у люксовых брендов, разбирался «360».

За прошлый год отечественные покупатели приобрели товары люксового сегмента на 248 миллиардов рублей. Казалось бы, владельцы брендовых магазинов должны радостно подсчитывать выручку и рассчитывать на дальнейшую экспансию рынка, но у них появился теневой конкурент. По данным исследования компании BrandMonitor, с которым ознакомился «360», объем контрафактного рынка люкса в России составил 280 миллиардов рублей.

Реклама

Аналитики выяснили, что 28% россиян покупают не менее пяти поддельных вещей в год. Чаще всего они приобретают реплики футболок, джинсов, кроссовок и сумок. При этом в моделях потребления мужчин и женщин наблюдаются различия. Так, мужчины чаще покупают копии джинсов премиум-брендов, а женщины охотнее тратятся на сумки. В среднем за одну подделку покупатели платят 2,7 тысячи рублей. Однако и тут есть гендерные различия: женщины тратят на покупки контрафакта значительно больше, чем мужчины: 3,2 тысячи рублей против 2,2 тысячи рублей.

Отличается и географический портрет потребителей нелегального люкса. Чаще всего на покупку контрафакта тратят свою зарплату москвичи (4,1 тысячи рублей), а меньше всего в городах с населением до миллиона человек (2,1 тысячи рублей). Также более выражена тяга к копиям премиум-брендов среди квалифицированных рабочих и специалистов с высшим образованием. И обычно покупатели состоят в браке или имеют постоянного партнера. Доход у такой категории потребителей, как правило, не превышает 45 тысяч в месяц.

В большинстве случаев подделки приобретают в торговых центрах и на вещевых рынках. Причем на «цивилизованные» каналы продаж приходится 40% покупок, и менее 30% подделок россияне приобретают на рынках. Также в последнее время набирают оборот продажи в Сети: через интернет-площадки покупается 30% всего поддельного люкса. Любопытно, что большую часть подделок в онлайн-сегменте пользователи находят через интернет-магазины и только треть товаров реализуется через социальные сети и маркетплейсы. Также любители поддельного люкса обычно делают покупки в одном или нескольких местах, предпочитая не менять продавца без необходимости.

Несмотря на то, что за последние 12 месяцев реплики люксовых товаров чаще продавали в торговых центрах, все признаки указывают на то, что торговля контрафактом будет смещаться в онлайн-пространство, отмечает генеральный директор BrandMonitor Юрий Вопилов. «Низкая цена выдает торговцев контрафактом, делая их легкой мишенью. Неудивительно, что с развитием интернета они переходят в онлайн. Мы ожидаем, репликами станут чаще торговать через соцсети и мессенджеры, а продажа контрафакта через привычные сайты с корзиной и доменным именем сократится за ненужностью», — прогнозирует собеседник «360».

С развитием логистики становится все больше способов доставки товаров, распространение контрафакта в таких условиях труднее контролировать.

Реплики в Сети

В 2018 году мировая онлайн-торговля поддельными предметами роскоши составила 31% от общего ущерба от реализации поддельных брендов, свидетельствуют данные Глобального отчета о контрафакте. В России эта проблема в легкой промышленности стоит еще не так остро — в Китае и Латинской Америке процент подделок в разы выше. При этом жертвами чаще всего выступают модные дома США, Франции, Италии и Германии. Также в последние годы стали чаще подделывать азиатские бренды: Японии, Кореи и Сингапура.

Опрошенные «360» российские дизайнеры говорят, что их бренды не особенно подделывают и клиентура с контрабандистами у них разная. По словам члена Ассоциации высокой моды и прет-а-порте России, создателя бренда Sergey Sysoev Сергея Сысоева, контрафактные вещи покупают не постоянные клиенты, а случайные, которым просто понравилась вещь, но они не готовы пока купить настоящий товар.

«Мы выявляем контрафакт нашей продукции не чаще, чем раз в год. И надо учитывать, что тираж подделок, по крайней мере в российском модном сегменте, не особо значителен, поэтому мы не боремся с подделками, а сосредоточены на повышении качества своего товара. Достаточно сравнить оригинал, проверить качество ткани и цвет — и сразу становится понятно, что перед вами подделка», — заметил собеседник «360».

Но некоторые отечественные модные дома все же борются с нелегальными репликами своих брендов. Как рассказала «360» основатель бренда O Lovely Eva Мария Новикова, все лекала одежды были запатентованы сразу после их создания. «Мы, безусловно, сталкиваемся с подделками своих вещей, но успешно решаем споры в правовом поле. Накануне у нас завершился судебный процесс по этому поводу, и сейчас мы ждем компенсации. Также мы ведем работу в соцсетях, чтобы снизить число подделок бренда», — отметила спикер.

Между тем в России пул любителей подделок ширится из-за падающих уже шестой год доходов населения, сходятся во мнении эксперты. По данным Росстата, за первый квартал 2019 года реальные доходы россиян снизились на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Реклама

Реклама