• 08 июля 2019, 14:35

    Поддельный рай шопоголика. Как реплики люксовых брендов заполнили гардероб россиян

    Россияне все чаще стали отдавать предпочтение люксовым брендам. Правда, покупают они не настоящие вещи от дизайнеров, а реплики известных модных домов. Как показывает исследование BrandMonitor, россияне не жалеют денег на поддельные футболки, кроссовки, джинсы и сумки. Как легальный рынок реагирует на подобных конкурентов и есть ли в России будущее у люксовых брендов, разбирался «360».
    Поддельный рай шопоголика. Как реплики люксовых брендов заполнили гардероб россиян

    За прошлый год отечественные покупатели приобрели товары люксового сегмента на 248 миллиардов рублей. Казалось бы, владельцы брендовых магазинов должны радостно подсчитывать выручку и рассчитывать на дальнейшую экспансию рынка, но у них появился теневой конкурент. По данным исследования компании BrandMonitor, с которым ознакомился «360», объем контрафактного рынка люкса в России составил 280 миллиардов рублей.

    Аналитики выяснили, что 28% россиян покупают не менее пяти поддельных вещей в год. Чаще всего они приобретают реплики футболок, джинсов, кроссовок и сумок. При этом в моделях потребления мужчин и женщин наблюдаются различия. Так, мужчины чаще покупают копии джинсов премиум-брендов, а женщины охотнее тратятся на сумки. В среднем за одну подделку покупатели платят 2,7 тысячи рублей. Однако и тут есть гендерные различия: женщины тратят на покупки контрафакта значительно больше, чем мужчины: 3,2 тысячи рублей против 2,2 тысячи рублей.

    Отличается и географический портрет потребителей нелегального люкса. Чаще всего на покупку контрафакта тратят свою зарплату москвичи (4,1 тысячи рублей), а меньше всего в городах с населением до миллиона человек (2,1 тысячи рублей). Также более выражена тяга к копиям премиум-брендов среди квалифицированных рабочих и специалистов с высшим образованием. И обычно покупатели состоят в браке или имеют постоянного партнера. Доход у такой категории потребителей, как правило, не превышает 45 тысяч в месяц.

    В большинстве случаев подделки приобретают в торговых центрах и на вещевых рынках. Причем на «цивилизованные» каналы продаж приходится 40% покупок, и менее 30% подделок россияне приобретают на рынках. Также в последнее время набирают оборот продажи в Сети: через интернет-площадки покупается 30% всего поддельного люкса. Любопытно, что большую часть подделок в онлайн-сегменте пользователи находят через интернет-магазины и только треть товаров реализуется через социальные сети и маркетплейсы. Также любители поддельного люкса обычно делают покупки в одном или нескольких местах, предпочитая не менять продавца без необходимости.

    Несмотря на то, что за последние 12 месяцев реплики люксовых товаров чаще продавали в торговых центрах, все признаки указывают на то, что торговля контрафактом будет смещаться в онлайн-пространство, отмечает генеральный директор BrandMonitor Юрий Вопилов. «Низкая цена выдает торговцев контрафактом, делая их легкой мишенью. Неудивительно, что с развитием интернета они переходят в онлайн. Мы ожидаем, репликами станут чаще торговать через соцсети и мессенджеры, а продажа контрафакта через привычные сайты с корзиной и доменным именем сократится за ненужностью», — прогнозирует собеседник «360».

    С развитием логистики становится все больше способов доставки товаров, распространение контрафакта в таких условиях труднее контролировать.

    Реплики в Сети

    Поддельный рай шопоголика. Как реплики люксовых брендов заполнили гардероб россиян | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    В 2018 году мировая онлайн-торговля поддельными предметами роскоши составила 31% от общего ущерба от реализации поддельных брендов, свидетельствуют данные Глобального отчета о контрафакте. В России эта проблема в легкой промышленности стоит еще не так остро — в Китае и Латинской Америке процент подделок в разы выше. При этом жертвами чаще всего выступают модные дома США, Франции, Италии и Германии. Также в последние годы стали чаще подделывать азиатские бренды: Японии, Кореи и Сингапура.

    Опрошенные «360» российские дизайнеры говорят, что их бренды не особенно подделывают и клиентура с контрабандистами у них разная. По словам члена Ассоциации высокой моды и прет-а-порте России, создателя бренда Sergey Sysoev Сергея Сысоева, контрафактные вещи покупают не постоянные клиенты, а случайные, которым просто понравилась вещь, но они не готовы пока купить настоящий товар.

    «Мы выявляем контрафакт нашей продукции не чаще, чем раз в год. И надо учитывать, что тираж подделок, по крайней мере в российском модном сегменте, не особо значителен, поэтому мы не боремся с подделками, а сосредоточены на повышении качества своего товара. Достаточно сравнить оригинал, проверить качество ткани и цвет — и сразу становится понятно, что перед вами подделка», — заметил собеседник «360».

    Но некоторые отечественные модные дома все же борются с нелегальными репликами своих брендов. Как рассказала «360» основатель бренда O Lovely Eva Мария Новикова, все лекала одежды были запатентованы сразу после их создания. «Мы, безусловно, сталкиваемся с подделками своих вещей, но успешно решаем споры в правовом поле. Накануне у нас завершился судебный процесс по этому поводу, и сейчас мы ждем компенсации. Также мы ведем работу в соцсетях, чтобы снизить число подделок бренда», — отметила спикер.

    Между тем в России пул любителей подделок ширится из-за падающих уже шестой год доходов населения, сходятся во мнении эксперты. По данным Росстата, за первый квартал 2019 года реальные доходы россиян снизились на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.