03 июля 2019, 17:50

Подарок в обмен на подписку. Как звезды TikTok поднимают деньги на детях

Читать 360tv в

Популярность TikTok продолжает расти, и этим активно стали пользоваться блогеры. Во время прямых трансляций они обещают подписчикам то свой личный номер, то взаимную подписку. Правда, в обмен на подарок, за который нужно заплатить платформе. Проблема в том, что среди подписчиков много детей. Журналисты «Би-би-си» провели собственное расследование: они больше 10 недель следили за стримерами в TikTok.

Если у пользователя больше тысячи подписчиков, то он может запускать прямую трансляцию. Блогеры просят присылать им так называемые цифровые подарки, за которые они готовы что-то сделать для фанатов. Презенты — анимации, которые всплывают прямо во время эфира. Их цена может варьироваться от пяти пенсов до 48,99 фунта. Один из самых дорогих — Drama Queen — в рублях стоит почти четыре тысячи. В обмен блогеры обещают своим фанатам например, передать привет в прямом эфире, подписаться в ответ или сделать совместное видео при помощи функционала TikTok.

Плати, чтобы понравиться

Но проблема заключается в том, что обещаний часто не сдерживают, а платить готовы совсем маленькие пользователи, чьи родители оказываются даже не в курсе больших трат. Стефани Барбур из Торонто была в шоке, когда узнала, на что ее дочь потратила 400 долларов: «Я сказала моей дочке: „То есть ты за это ничего не получила?“ И она ответила, что нет».

Другая девочка, 12-летняя Клэр из Англии, потратила 100 фунтов ради номера любимой звезды в TikTok — Себастьяна Моя. За две отправленные Drama Queen она получила номер блогера, но тот ни разу не ответил на ее звонки. У этого парня из США, как отметили журналисты, есть 3,8 миллиона подписчиков. Но правил платформы он ни разу не нарушал. На вопросы «Би-би-си» Себастьян тоже не ответил.

По правилам TikTok, пользователь приложения не может быть младше 13 лет. Компанию уже оштрафовали в США на 5,7 миллиона долларов за сбор персональных данных детей младше 13 лет без согласия родителей. И во вторник стало известно, что в Великобритании тоже начали расследование того, все ли компания делает для безопасности своих самых маленьких пользователей.

Однако не только дети падки на уловки любимых блогеров. Девушка по имени Келли потратила 500-600 фунтов, прежде чем заподозрила, что ее используют. «Я понимаю, что людям нужно зарабатывать в соцсетях в наши дни, но мне кажется, молодым людям навязывают мысль о том, что они должны платить деньги за внимание и возможность быть оцененными», — сказала она.

Более тысячи фунтов потратил 20-летний парень по имени Рис. Причем, по его словам, он сделал это почти неосознанно. «Подарки на TikTok немного похожи на азартные игры, это вызывает привыкание. Я действительно не видел в этом ничего плохого, но сейчас я не думаю, что оно того стоит», — сказал Рис.

При этом парень не готов предъявлять какие-то претензии платформе, так как это был его личный выбор. Но он допустил, что возрастные рамки все-таки нужны.

Чувство вины есть, но что поделать

Во время таких стримов видеоблогеры могут зарабатывать тысячи фунтов, пишет «Би-би-си». Стримеры получают долю в 50% с подарков, остальное забирает TikTok. Этой информацией с журналистами поделились несколько инфлюенсеров. В то время как одни известные пользователи обещали личную переписку в течение недели в Instagram или свои номера, появилась группа еще более предприимчивых. Те искали юзеров, сделавших подарки, и предлагали им за деньги свои лайки и подписку на аккаунт. Но нашлись и те, кто испытывает настоящую вину за такую эксплуатацию детей.

Братья-близнецы Неффати, 25-летние поляки из Ланкашира, собрали 2,5 миллиона подписчиков всего за полгода. Они известны своими танцами и комедийными скетчами. За подаренную Drama Queen они готовы подписаться на аккаунт фаната, а за несколько — написать имя подписчика у себя на голове. По их словам, они просто следовали примеру других блогеров с платформы, а большинству их фанатов, которые слали подарки, было около 30 лет. При этом когда анимации дарили юные фанаты, они чувствовали себя виноватыми.

«Нам не нравится, когда наши дарители так молоды, поэтому обычно мы спрашиваем их, в курсе ли их родители. Но мы не можем остановить их. Не можем остановить это. Но мы запускаем прямые эфиры не только ради денег, а чтобы стало еще больше аудитории», — сказали братья.

У Рии из Южного Уэльса 2,5 миллиона фанатов. Им нравится, как девушка умеет креативно редактировать видео. Ее фанатам в основном от 10 до 14 лет. Когда кто-то из них присылает Рие сразу несколько подарков, блогеру становится не по себе. Она за то, чтобы для такой функции были возрастные ограничения.

«Нам бы было спокойнее. Мы бы чувствовали себя более этично, потому что брать деньги от детей — плохой способ зарабатывания себе на жизнь», — сказала она.

Что будет с TikTok?

Дарение в прямом эфире возникло в Китае, где базируется владелец TikTok Bytedance. Практика там гораздо популярнее. Профессиональные вебкам-модели зарабатывают огромные суммы на своей аудитории. На Западе так называемые донаты стали обычной вещью, особенно на платформах со стримами игр вроде Twitch. Что касается TikTok, то сейчас бизнес-модель проверяется на прочность, ведь популярность приложения стремительно растет. Площадкой начинают интересоваться бренды и маркетологи, поэтому история с выкачиванием денег из детей не очень хороша для соцсети.

В компании Bytedance ответили журналистам, что начали расследование вокруг цифровых подарков. Там также заявили, что не терпят, когда пользователей вводят в заблуждение, и выразили сожаление, что такие истории вообще происходили. Также представители компании пообещали, что политику приложения будут менять в этом плане.

«Мы понимаем, что всегда есть возможность сделать информацию и правила более понятными и доступными для пользователей. Мы ценим ваши отзывы и будем укреплять нашу политику и возможности продукта», — говорится в заявлении Bytedance. Однако какие именно изменения грядут, не уточнили.

Эксперты полагают, что здесь имело бы смысл установить какой-нибудь родительский контроль или ограничение на сумму, которую пользователь может потратить за сутки или время трансляции. В любом случае платформе требуется сделать условия приложения более понятными аудитории.

По данным «Би-би-си», TikTok — самое быстрорастущее социальное приложение с постоянными 500 миллионами пользователей. Его уже скачали более миллиарда раз. Главный его функционал — это 15-секундные видео. Более всего TikTok известен клипами тинейджеров, подпевающих певцам или танцующих под популярную музыку. В компании заявляют, что наибольшей популярностью приложение пользуется у 16-24-летних, но есть много свидетельств, что там сидят и дети младше 13 лет. А правила приложения это не разрешают.

Реклама

Реклама