«Под откос идет культура». Как режиссеры и прокатчики отреагировали на новый закон о кинофестивалях | 360°

27 июля 2018, 20:29

«Под откос идет культура». Как режиссеры и прокатчики отреагировали на новый закон о кинофестивалях

Читать 360 в

Госдума приняла закон, который обязал фестивальные фильмы получать прокатные удостоверения. Кинорежиссеры и прокатчики бьют тревогу — теперь зритель может не увидеть сотни лент, а ретроспективы и вовсе перестанут существовать. «360» узнал у представителей индустрии, чем это грозит российскому кинематографу.

По утверждению

Депутаты приняли законопроект о новой процедуре фестивального показа фильмов. Теперь демонстрация картин без прокатных удостоверений будет доступна только тем фестивалям, где есть конкурсная программа и жюри. Вне закона могут оказаться полюбившиеся всем ретроспективы, «недели кино» и независимые проекты, такие как «Фестиваль фестивалей», «Фестиваль уличного кино», «Молодость», «Иноекино», «Синематека Искусство Кино», «КароАрт», кинопрограммы при Третьяковской галерее, AmFest, Britfest и ArtPokaz, а также Beat Film Festival и фестиваль института «Стрелка».

Законодатели решили, что теперь будет формироваться перечень кинофестивалей России, обязательный для ежегодного утверждения. Понятие «кинофестиваль» получит четкое определение — «культурно-просветительное мероприятие, проводимое в соответствии с регламентом (правилами), утверждаемым организаторами кинофестиваля, и представляющее собой публичную демонстрацию специально отобранных фильмов».

Прокатчики и организаторы таких мероприятий остались недовольны новыми поправками. Руководитель проекта «Иноекино» Алексей Бажин считает, что закон — это попытка цензуры, а также желание убрать с рынка независимые от государства организации.

Не понравилось нововведение и бывшему главному редактору «Афиши» Юрию Сапрыкину. Он посетовал на то, что из фестивалей останется только один большой ММКФ, а в Петербурге — «Послание к человеку». Такое положение дел Сапрыкин назвал «очередной катастрофой».

Организатор кинопроката Константин Нафиков тоже остался недоволен законопроектом. Он считает, что независимые фестивали, которые работают без господдержки, не смогут заранее спланировать четкие сроки проведения своего мероприятия.  

«Инстинкт убивать все живое»

Основатель компании «Иноекино» Евгений Кравс рассказал «360», что новый закон уничтожит независимые фестивали и не даст развиваться бизнесу. Все ретроспективные показы или демонстрация нового кино будут невозможны. По словам Кравса, институт, который выдает прокатные удостоверения, не дает физически получить эти самые удостоверения для таких показов. Специалист отмечает, что как минимум надо сдавать копию фильма, а на подобные фестивали картины приходят зашифрованными или в виде пленки.

«Мне тяжело понять, зачем вводится этот закон. Его суть лишь в контроле над всем. Это убивает фестивали в России, меньше будет людей с ними работать. Российскому кинематографу это вряд ли поможет. На данный момент все прокатное кино проходит через Минкульт. Только кинофестивали могли не получать удостоверения», — отметил Кравс.  

Президент компании «Кино без границ» Сэм Клебанов тоже сказал, что требование получения прокатных удостоверений сделает фильмы недоступными для зрителей. По его мнению, такое нововведение приведет к закрытию многих культурных мероприятий, которые важны как для индустрии, так и для зрителя.  

«Я даже не могу представить для чего это и зачем. Это инстинкт убивать все живое и регулировать то, что еще не зарегулировано. Есть компании, у которых весь бизнес строится на том, что право на показ покупается всего на несколько дней. Бизнес будет убит. Возможность увидеть классику просто убивается», — рассказал Клебанов.

Не видят обоснованности изменений и кинорежиссеры. Юрий Мамин рассказал, что негосударственные фестивали — это школа учебы и воспитания молодого поколения кинематографистов. Он считает, что нововведение придумали только для того, чтобы привлечь зрителей на государственные фестивали, и получить с них как можно больше прибыли.

«Всегда так было, должен быть некий междусобойчик. Этого никогда не может предоставить государственная структура, которая направлена только на зарабатывание денег. Это государственные вандалы, которые занимаются только своими интересами и решением административных проблем. В итоге под откос идет культура», — сказал кинорежиссер.

Манин также подчеркнул, что независимые режиссеры не смогут никак и нигде себя проявить. Начнут закрываться крупные компании, которые организуют такие фестивали.

«Они просто окажутся нелегалами и будут не у дел. Скажется это очень отрицательно. Теперь все кино будет проходить через Минкульт. В этом была проблема дореволюционной России, мы опять возвращаемся к этому», — подытожил Юрий Манин.

Реклама

Реклама