Под флагом недоверия. Сможет ли ЕС стать независимым от США | 360°

31 августа 2018, 20:30

Под флагом недоверия. Сможет ли ЕС стать независимым от США

Читать 360 в

В Евросоюзе открыто заговорили о том, что Европа не должна все время идти в фарватере политики официального Вашингтона.

Эта информация появилась еще в понедельник, вызвав недоверие даже у русских политиков и политологов, настолько она выглядела, скорее, позерской, чем искренней. Но итоги недели вынуждают прислушаться к сказанному президентом Франции Эммануэлем Макроном внимательней, потому что вслед за его декларациями появились и некоторые другие заявления видных европейцев. Да и в США, похоже, уже не склонны считать это обычной риторикой.

Реклама

В понедельник, выступая перед послами Франции в других странах, президент Макрон заявил: «Сегодня мы сталкиваемся с вопросом: считают ли Соединенные Штаты или Китай, что Европа — независимая сила, обладающая той же степенью автономии, что они сами? Я так не думаю».

Он неслучайно поставил в один ряд Вашингтон и Пекин, потому что именно развивающийся конфликт между двумя сильнейшими державами мира за гегемонию в политике и экономике поставил ЕС в исключительно трудное положение. Европа вынуждена принимать далеко не всегда выгодные для себя решения и двигаться в фарватере чужой политики. Причем, в ЕС ведь входят несколько сильнейших стран мира, которые способны самостоятельно определять стратегию развития, настаивая на своих национальных интересах. Это не только Франция, но и Германия, Италия, Испания, Бельгия, Нидерланды и страны Скандинавии, не говоря о государствах второго ряда ЕС.

Разумеется, оценки коснулись и отношений с Россией и Турцией. По словам того же Макрона, для стабильности Европы нужна «общая архитектура отношений» с Россией, без общения с которой союз представить невозможно. Турция тоже не случайно попала в этот контекст. Речь идет о ее солидарных с РФ позициях по многим проблемам, жизненно важным для континента.

Стратегические отношения с Россией, которые следует стабилизировать в новых условиях, должны характеризоваться как партнерство, считает Макрон. Это независимая точка зрения, и, прежде всего, от давления со стороны Вашингтона. Несомненно, ЕС признает все разделяющие страны острые проблемы (Украину, Крым, Сирию), но Макрон не видит иного способа решить их, как совместить интересы сторон, к которым он явно не относит США и Китай.

Например, для достижения независимости Европы он считает актуальным разработать стратегию ЕС и в ближайшее время предпринять необходимые ходы по проблемам союзной обороны. Это прямо не касается НАТО, даже напротив, декларирует независимость вооруженных сил Европы от системы, подконтрольной США. Франция и Германия уже поддерживают друг друга, сотрудничая в области военной авиации и в финансировании совместных оборонных проектов. Макрон в который раз заговорил о том, что проект создания европейских сил быстрого реагирования вне компетенции НАТО должен получить развитие в самое ближайшее время. При этом, похоже, не исключил участия в нем и России при соблюдении заранее оговоренных условий. Девять стран ЕС уже подписались под этим.

«Европа больше не может полагаться в вопросах безопасности исключительно на США. Мы должны взять на себя ответственность и обеспечить безопасность и европейский суверенитет», — сказал Макрон.

В этом нет ничего нового, с точки зрения оценки французами своего значения в истории Европы. Зависимость от Америки чрезвычайно унижает их. Пожалуй, такие же настроения, но уже в отношении себя, свойственны и немцам. А то, что происходит в мире с легкой руки США, включая ущерб для ведущих стран ЕС от крупных технологических проектов на Ближнем Востоке, в Иране, поддерживает тенденцию в том солидарном значении, которое горячо высказывает Макрон.

Если обратиться к истории вопроса, то очень многое станет понятным. Образ независимого и одного из самых сильных политиков мира генерала Шарля де Голля не тускнеет ни для французской политической элиты, ни для рядовых гражданах страны. В свое время, сопротивляясь диктату НАТО, он вывел Францию из-под военного влияния США и сделал «широкие шаги» к СССР в области сотрудничества в освоении космоса и в целом ряде других технологических проектов. Широкими шагами их как раз и назвали тогда проправительственные политологи США, намекая на высокий рост де Голля и его решительные манеры.

Вот как оценивают участие Франции в первоначальных проектах НАТО на сайте информационно-аналитического портала НАТО.РФ: «В 1949 году Франция выступила в качестве одной из стран-основательниц НАТО, однако дальнейшая история взаимоотношений Франции и организации НАТО является исключением, поскольку большую часть времени страна сотрудничала с альянсом на особых условиях, вне военного блока, лишь только приняв идею, дух вашингтонских соглашений. Франция была солидарна с другими странами-членами НАТО лишь на политическом уровне. …В 1966 году Франция принимает решение о выходе из состава военных командных структур НАТО. К этому моменту она уже пополнила список мировых ядерных держав. Из страны выводятся многочисленные военные базы США, а французские войска более не участвуют в военных операциях НАТО».

Лишь в период атак альянса, возглавляемых США, на несуществующую ныне Югославию, Франция согласилась с военной составляющей участия в блоке. Но времена меняются, и вот в центре Европы вновь зародился вирус недоверия к заокеанскому партнеру. Чем больше Вашингтон давит на Москву, тем жестче Париж, Берлин и Рим высказываются за охранение собственных интересов в Европе. А их интересы – это и совместные глобальные энергетические проекты с Россией, и контроль за проникновением в европейское экономическое пространство китайских финансовых и человеческих ресурсов, и миграция мусульманских беженцев, и вопросы безопасности на востоке страны, и средиземноморские военные проблемы, связанные с нарастающим присутствием там, под курортным боком Европы, американского и русского военных флотов.

Канцлер Германии Ангела Меркель тоже заявила о том, что ЕС больше не может опираться «на суперсилу Соединенных Штатов». Европа сама должна решать свои проблемы. А министр экономики ФРГ Хайко Маас предложил создать европейский валютный фонд и собственную SWIFT-систему, которые сумеют защитить экономику от американских санкций. Маас никак не может смириться с «иранскими» решениями США и с их антиевропейскими пошлинами на металлы.

Он высказался перед немецкими дипломатами следующим образом: «Когда США внезапно, не согласованно и не специфическим образом вводят санкции в отношении России, Китая, Турции — а в будущем, возможно, и в отношении других наших важнейших торговых партнеров — это касается Европы и Германии тоже».

Министр финансов Франции Брюно де Мэр тоже очень резок в оценках: «Я хочу, чтобы Европа была суверенным континентом, а не вассалом, а поэтому мы нуждаемся в полностью независимых финансовых инструментах, которых на сегодняшний день у нас нет».

Цитаты европейских политиков приводят Reuters и Bloomberg. Макрон настаивает на диалоге с Россией. Похоже, вне компетенции США. Он поставил Россию в традиционный ряд европейских партнеров, с которыми у Франции масса общих интересов. Немцы с ним солидарны.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Реклама

Реклама