• 13 февраля 2019, 16:21

    Очередная массовая отмена рейсов «Аэрофлота». Что грозит перевозчику и ждать ли пассажирам компенсации?

    В очередной раз из-за непогоды «Аэрофлот» 13 февраля отменил и задержал вылет 100 рейсов. Из-за такой масштабности действиями перевозчика уже во второй раз с начала года заинтересовались в транспортной прокуратуре.
    Очередная массовая отмена рейсов «Аэрофлота». Что грозит перевозчику и ждать ли пассажирам компенсации?

    13 февраля «Аэрофлот» отменил вылет из Шереметьево, а, соответственно, и прилет в аэропорт 76 рейсов. Отправление еще 24 самолетов перенесено на более позднее время. На сайте авиакомпании отмечается, что причиной изменений в расписании стали неблагоприятные погодные условия.

    Массовой отменой и задержкой рейсов перевозчика заинтересовались в Московской межрегиональной транспортной прокуратуре. В пресс-службе ведомства заявили, что проверят причины изменения в расписании и проконтролируют соблюдение прав пассажиров.

    «В настоящее время Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проводит проверку по установлению причин задержек и отмены рейсов, соблюдения при этом прав пассажиров и предоставления им соответствующих услуг при ожидании рейсов», — пояснили в пресс-службе.

    Примечательно, но всего месяц назад в прокуратуре уже возбуждали в отношении «Аэрофлота» административное дело из-за нарушения прав пассажиров 128 задержанных и отмененных 5–7 декабря 2018 года рейсов. Но спустя всего две недели, 26 и 27 января, перевозчик отменил 131 и перенес еще 151 вылет.

    Тогда «Аэрофлот» заподозрили в намеренном изменении расписания: отменяя или задерживая малозаполненные рейсы, он мог их объединять, добиваясь полного салона. Это позволяет перевозчику оптимизировать затраты, но нарушает права пассажиров.

    Недозагрузка рейсов

    Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков сообщил «360» что в их организацию нередко поступают жалобы от клиентов «Аэрофлота». Причем этим перевозчиком недовольны гораздо чаще, чем другими авиакомпаниями, пользующимися аэропортами Москвы.

    «Причем вопросы каждый раз вызывает отмена именно части рейсов. Если часть рейсов из Шереметьево может улететь, то аэропорт не закрыт. Значит, летать можно. Почему одни самолеты могут улететь, а другие — нет, я не знаю. Но есть подозрения, что отмена может касаться недозагруженных рейсов», — заявил Янков.

    Так это или нет, в ближайшее время выяснит транспортная прокуратура. Как правило, отметил глава союза, пассажиры задержанных рейсов вправе рассчитывать на компенсацию. Правда, для внутрироссийских рейсов выплата будет маленькой: всего 25 рублей за час. Кроме того, в Федеральных авиационных правилах прописаны обязанности авиакомпании на случай задержки рейсов: два бесплатных звонка, через два часа — горячее питание, через шесть — размещение в гостинице. Для международных рейсов компенсация и услуги прописаны в ратифицированной в 2017 году Россией Монреальской конвенции.

    Форс-мажор

    В свою очередь авиаюрист Алексей Елтунов уточнил «360», что рассчитывать на компенсацию можно только в том случае, если вылет отменен или задержан по вине авиакомпании. Плохие погодные условия — форс-мажор, повлиять на который перевозчик не в состоянии, поэтому никаких компенсаций пассажиры не получат.

    «Но если речь идет о злонамеренном прикрытии действий авиакомпании непогодой — это уже другой разговор. Но это придется доказывать и рассматривать всю совокупность произошедшего», — сказал Елтунов.

    Если транспортная прокуратура или иной компетентный орган выяснит, что часть рейсов «Аэрофлот» отменил из-за непогоды, а другую часть прикрывает ею, то тогда пассажиры неправомерно задержанных рейсов смогут обратиться за компенсацией. В случае отмены из-за непогоды, пояснил юрист, потребитель может потребовать перевезти его другим бортом либо попросить авиакомпанию вернуть ему деньги за авиабилет.

    Не создавать коллапс

    Глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев объяснил массовые отмены и задержки рейсов «Аэрофлота» другой причиной. Зачастую во время непогоды аэропорты ограничивают число операций взлета и посадки, потому что физически не могут встретить и отправить большее количество самолетов.

    «И конечно, лучше заблаговременно понять, какие рейсы можно отменить, пересадив пассажиров на последующие. Это позволяет не заставлять пассажиров приезжать в аэропорт в то время, когда их не смогут гарантированно отправить в пункт назначения», — сообщил Пантелеев.

    При таких условиях чем больше у перевозчика рейсов, тем больше вероятность, что серьезное их количество отменят или перенесут. Поэтому для «Аэрофлота» проблема, при которой он гарантированно не сможет выполнить дневную полетную программу, имеет лишь одно решение: заблаговременное ограничение числа рейсов и снижение нагрузки на Шереметьево исходя из количества вылетов, которые способен обслужить аэропорт. Чтобы не собирать там толпы пассажиров, создавая коллапс.

    Если прокурорская проверка все же выявит какие-то нарушения прав пассажиров, то перевозчика накажут предупреждением или штрафом. Но если речь будет идти о каких-то серьезных отступлениях от правил, то может последовать предписание об их устранении. А это может потребовать дополнительных расходов «Аэрофлота».

    «Но когда речь идет о работе в условиях непогоды, думаю, в целом все останется на своих местах. Обычно нарушения касаются того, что кому-то вовремя не подали воду, а кому-то не вовремя предоставили гостиницу», — заключил Пантелеев.