• Перекрашивали и бросали в реку. Как русские побороли велошеринг

    Компания Mobee в апреле запустила в Волгограде первый российский байкшеринг-проект, однако не прошло и трех месяцев, как велосипеды пропали с улиц города. Общественность обвинила во всем вандалов, которые нещадно портили городские байки. Что случилось с велошерингом в Волгограде — в материале «360».
    Перекрашивали и бросали в реку. Как русские побороли велошеринг

    Байкшеринг работает по такому же принципу, как и каршеринг — это прокат велосипедов без привязки к классическим станциям, как, например, в Москве. То есть в идеале любой желающий может взять на улице велосипед, разблокировав его через приложение, а затем оставить его в любой точке города.

    В апреле такая инициатива была запущена в Волгограде. На улицах города появились желтые двухколесные Mobee, но продержались они недолго. Местные жители начали перекрашивать, ломать, угонять, свинчивать детали с велосипедов, закидывать их на деревья, сбрасывали в Волгу. Очевидцы делились фотографиями в соцсетях, а сама компания жаловалась на вандализм в Instagram. В результате через два месяца после запуска желтых велосипедов Mobee в Волгограде больше нет.

    Волгоградский велоактивист Михаил Соломонов, который помогает компании Mobee, рассказал, с чего начинался проект. По его словам, активисты готовились к запуску велошеринга заранее и уделили внимание не только самим велосипедам.

    «В этом году мы убедили администрацию, чтобы в центре города нанесли первые велополосы за счет проезжей части: сузили полосы для машин, оставили то же количество, что сделали выделенную полосу где-то полтора метра шириной, где-то даже два метра», — сообщил эксперт.

    Соломонов отметил, что проект Mobee был пилотным. В апреле компания проводила только тестовый период, поэтому велосипеды запускались не новые, а уже «подуставшие, не первой свежести». Возможно, именно это стало причиной такого отношения местных жителей к городским байкам.

    Да, был момент с вандализмом, с кражами. Никто не отрицает того момента, что это неправильно, что люди себя некрасиво повели. Но нет такого, что это массово, что все крушили, ломали и воровали

    Михаил Соломоновактивист.

    По мнению велоэксперта, ситуация с вандализмом в Волгограде связана с подходом самой компании. Они не уделяли должного внимания и обслуживанию, и безопасности.

    «В каких-то моментах компания была неоперативна, где-то что-то спускалось, где-то они пытались прощать. У них такая позиция была, что не жесткие меры надо принимать. Если кто-то ворует, чуть ли не готовы были подарить велосипед этим ворам. Они не хотели просто, чтобы в их адрес был пиар, связанный с негативом», — сказал собеседник «360».

    По словам эксперта, испорченных вандалами велосипедов было не более 10%, хотя точная статистика не соблюдалась. В настоящий момент компания Mobee собрала все имеющиеся данные и направила их в компанию, которая профессионально занимается аналитикой.

    Специалисты должны будут оценить ситуацию с байкшерингом в Волгограде, и только после этого можно будет говорить о повторном запуске проекта. Mobee подготовила новые велосипеды, порядка полутора тысяч. Они уже в Волгограде, но пока запуск под вопросом.

    Другой эксперт Илья Тимаховский, который занимается аналогичным проектом велошеринга в Краснодаре и других городах, тоже считает, что успех компании не мог целиком и полностью зависеть от вандалов.

    Вандалы есть везде. В каждой стране, городе, поселке, деревне. Это та мысль ни для кого не секрет и ее нужно осознавать, когда начинаешь этот бизнес. Также немаловажно думать о том, что адекватных людей значительно больше и этот проект создается для них

    Илья Тимаховский

    «Во-первых туда привезли убитые, ржавые, Б/У велосипеды. Как должен реагировать на это народ? Естественно не очень приятно пользоваться хламом. Что у них по приложению? Последнее обновление 11 месяцев назад. Они никак не развиваются. Отсутствует колл-центр. Техподдержка расположена в Instagram», — добавил эксперт.

    По его мнению, компания Mobee мало внимания уделила сервису: не чинила велосипеды, не доставала их из сомнительных мест, не следила за воровством, не помогала своим клиентам.

    «Можно вечно искать оправдания: „город не тот“, „климат не тот“, „люди не те“, „сотрудники не те“, „время не то“ и тд. Но что скрывается за этими словами в действительности? Все это сводится к одному — перекладывание ответственности с себя на кого-то другого», — заключил велоэксперт.