15 марта 2019, 19:26
«Победе» предложили заменить Boeing‐737 Max на МС‐21. Но их еще не производят
Правительство предложило авиакомпании «Победа» отказаться от покупки 30 Boeing-737 Max и приобрести вместо них российские самолеты МС-21. В Кремле, по словам Пескова, идею правительства поддержали. Проблема одна: самолеты пока не производят, а из-за санкций начало выпуска могут перенести с 2021 на 2025 год.
Покупайте российское
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил «Интерфаксу», что в Кремле одобряют идею покупки российских МС-21 вместо американских Boeing 737 Max.
«Это, конечно, целиком и полностью прерогатива кабинета министров. Но что касается позиции президента РФ — последовательной и достаточно жесткой, то, конечно, он всегда рекомендует поддерживать отечественный авиапром, обращая внимание этого авиапрома на необходимость соответствия всем высоким международным стандартам», — пояснил Песков.
В 2018 году «Победа» подала в правительственную комиссию по импортозамещению заявление с просьбой одобрить покупку на 50 Boeing 737 Max. Приобретение 20 лайнеров в 2019–2020 годах одобрили. Оставшихся 30, которые компания хотела купить после 2022 года — нет. Вместо этого, пишут «Ведомости», подкомиссия по оборонно-промышленному комплексу под председательством вице-премьера Юрия Борисова посоветовала лоукостеру приобрести российские среднемагистральные МС-21. В связи с чем «Аэрофлоту» рекомендовали пересмотреть график поставок МС-21 с учетом интересов «дочки».
Технические характеристики
Герой Российской Федерации и заслуженный летчик-испытатель РФ Магомед Толбоев предложение правительства одобрил. В беседе с «360», он подчеркнул, что уровень безопасности МС-21 будет выше, чем у Boeing и Airbus, которые слишком увлеклись гонкой за прибылью в угоду качеству.
«А российская авиация никогда не ставила такую цель. Она — преемница советской школы конструирования, где во главе угла — безопасность. Поэтому МС-21 станет лучшим и безопаснейшим в мире», — заявил Толбоев.
Что же касается возможных недостатков, то летчик пояснил, что система их выявления очень жесткая. Сначала летчики проводят около тысячи испытательных полетов. Если никаких нареканий к судну нет, его передают в эксплуатацию. После 10 тысяч полетов перевозчик пишет рекламацию обо всех недостатках, которые потом устраняет бригада конструкторского бюро.
«Вот поэтому мы и не гоним сырой товар, а производим качественные воздушные суда, обеспечивающие безопасную перевозку пассажиров и грузов», — заключил Толбоев.
Проблемы с преимуществом
Пока российский самолет проходит сертификацию, его запуск в производство намечен на 2021 год. Но это, как отмечал «Коммерсант», может и не произойти. Главная «изюминка» лайнера — удлиненное композитное крыло. С ним то и связаны основные проблемы.
Из-за санкций прекратились поставки композитов от американской Hexcel и японской Toray Industries. По данным издания, вариантов решения проблемы два: наладить выпуск материалов для крыла и части киля в России, но это займет длительное время и сдвинет начало производства на 2025 год.
Второй вариант — делать крыло из металла. Однако в этом случае смысл проекта будет утрачен. А МС-21 потеряет конкурентные преимущества перед новыми Boeing и Airbus. Ведь именно длинное композитное крыло увеличивает ширину салона в сравнении с аналогами и делает машину более экономичной. Так же как новые моторы «проблемных» Boeing 737 Max, позволявших сокращать расход топлива.
Пока готовы лишь три опытных образца, четвертый находится в стадии сборки. Оставшегося композита, уверяет источник газеты, хватит еще на шесть судов. В «Ростехе» уверяют, что проблема не отразится на планах по запуску. «Есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки. Без необходимых материалов авиастроение в любом случае не останется, отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается», — заявили в пресс-службе.
Импортозамещающий PR
Независимый аналитик Дмитрий Адамидов подтвердил «360», что санкций с запуском МС-21 к намеченному сроку могут и не успеть. Поэтому все разговоры до появления серийных судов — не более чем пожелания и размышления. На бумаге, по его мнению, все может выглядеть в одном свете, а на деле оказаться совсем не так. К тому же, важно продумать доступность ремонтных баз, чтобы не получилось как с Superjet — «самолет хороший, но чтобы починить, нужно еще пару на запчасти взять».
«Думаю, что в данной ситуации правительство просто выразило пожелание, его рассмотрели и с ним согласились. Но серьезные обсуждения будут только после появления серийных МС-21. Пока, это нельзя расценивать иначе как pr-акцию вокруг авиации, медийную историю по импортозамещению. Ни одну из сторон это ни к чему не обязывает», — пояснил Адамидов.
Отказ российского перевозчика от Boeing-737 MAX, по мнению аналитика, не ускорит запуск производства МС-21. Поскольку это не тот фактор, который поможет в разработке нужного композита. Теоретически, «Аэрофлот» взамен американских судов мог бы обратить внимание на примерно схожие с ними, а главное уже существующие A319neo и A320neo. Но обычно, отметил эксперт, авиакомпании стараются набирать в парк самолеты одного производителя, так как их легче обслуживать.
Реклама
Реклама