04 марта 2019, 22:30

Экологический контроль. Каких автомобилистов начнут штрафовать за поездки по Москве и Санкт‐Петербургу

Читать 360 в

В российских городах появятся зоны, куда будет запрещен въезд некоторым автомобилистам. Речь идет о владельцах автомобилей низкого экологического класса. Минтранс уже предложил ввести штраф за проезд таких автомобилей в Москве и Петербурге. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на документы ведомства. Экологи приветствуют новые правила, утверждая, что на 90% загрязнение воздуха в городе зависит от выхлопных газов. Автоэксперты считают меру губительной для малоимущих водителей.

Министерство транспорта России подготовило проект «дорожной карты» по введению зон, в которые запретят въезжать транспортным средствам с «низким экологическим классом». По данным «Коммерсанта», власти Москвы и Санкт-Петербурга должны будут сами определить, в каких районах и от какого вида транспортных средств наносится максимальный ущерб экологии. И запретить таким автомобилям въезд в эти зоны.

Реклама

Речь идет об автомобилях с двигателями классов «Евро-0», «Евро-1», «Евро-2» и «Евро-3». Ведомство предлагает запретить автомобилям с такими двигателями ездить в некоторые зоны двух столиц. По словам опрошенных «360» экспертов, ограничения будут похожи на те, которые сейчас существуют в отношении грузового транспорта. Так, дальнобойщикам выдают права на въезд, в зависимости от экологического класса фуры: чем чище двигатель, тем ближе к центру столицы разрешается въехать. Если водитель выйдет за пределы зоны, то ему может быть выписан штраф.

Штрафовать автолюбителей, чьи машины не соответствуют экологическим стандартам, предлагают и в Минтрансе. Согласно «дорожной карте» , к октябрю в ведомстве разработают поправки в КоАП, в соответствии с которыми будет введен штраф за проезд под знаком, обозначающим экологически чистую зону. Сейчас такой знак уже есть на нескольких улицах Москвы и штраф за нарушение правил нахождения в зоне составляет 500 рублей. Однако в Минтрансе планируют ввести новый вид нарушения «с повышенной санкцией».

Автопарк вне зоны доступности

По данным агентства «Автостат», на начало 2018 года, треть российского автопарка оборудована двигателями классом менее «Евро-2», в то время как еще около 30% россиян ездят на автомобилях с моторами класса «Евро-3». По их оценкам, только в Москве и Санкт-Петербурге на автомобилях высокого класса экологичности ездят порядка 60%. С коммерческим транспортом еще хуже — базовому регламенту токсичности не соответствует больше половины грузовиков и автобусов.

«Меры бьют по отечественному автопрому. Все машины, выпущенные УАЗ до 2012 года, не проходят по заявленным властями стандартам. Кроме того, часть автолюбителей не смогут приобрести новые автомобили окажутся без средств передвижения. При этом пострадают в большей степени пенсионеры и бедные слои населения: им придется просто продать машину и ходить пешком. Очевидно, что никто им не даст кредит на покупку новой машины», — отметил в разговоре с «360» автоэксперт Алексей Хресин.

При этом остается открытым вопрос о тех машинах, у которых класс автомобиля вообще не прописан. Дело в том, что эти сведения начали заносить в паспорт транспортного средства (ПТС) машин от 2008 года выпуска, сообщил собеседник «360».

«В ГИБДД до сих пор нет единой базы, где были бы разделены все автомобили по классам. Поэтому если система будет работать автоматически, то она просто не распознает тех авто, у которых не прописан класс в ПТС. В результате часть автолюбителей останутся вне зоны действия штрафа», — заметил он.

При этом власти мегаполисов и ранее разрабатывали подходы, которые могли сократить число вредных выбросов в атмосферу. Например, в середине 2000-х годов правительством Юрия Лужкова был подготовлен закон по введению экологических зон в историческом центре города, но он так и остался на бумаге.

В середине 2018 года в обновленной редакции правил дорожного движения (ПДД) Госавтоинспекция добавила знаки, ограничивающие движение автомобилей с низким экологическим классом. Однако они тоже не появились на дорогах столицы, поскольку технические требования к ним еще не закреплены в ГОСТ, объясняют автоэксперты.

На пользу природе

Впервые экологические классы двигателей были введены Евросоюзом в конце 90-х годов. Самый ранний — «Евро-0» — был принят в 1988 году, а последний — «Евро-6» — в 2015-м. Они регламентируют предельные концентрации вредных веществ в выхлопных газах как дизельных, так и бензиновых двигателей. По результатам исследования «Гринпис России», переход на более экологичные автомобили приведет к снижению концентрации диоксида углерода и диоксида азота в воздухе примерно на 30-40%.

Директор природоохранных программ образования Роман Пукалов отмечает, загрязнение атмосферного воздуха в Москве более чем на 94% состоит именно из выхлопных газов. По его словам, подобная инициатива позволит разгрузить наиболее загруженные магистрали и районы мегаполисов.

«Старый автохлам по-прежнему дает наибольший процент загрязнений, поскольку изношенный двигатель уже не справляется нагрузкой и выбрасывают вредные выхлопы в атмосферу. При этом нужно ограничивать въезд также для юрлиц, чей автопарк не соответствует стандартам… С этим необходимо бороться, иначе уровень загрязнения достигнет фатальной черты», — заключил собеседник «360».

Реклама

Реклама